Летом 2012 года стартовал Год Германии в России. Его первые итоги подвел в интервью DW Вольф Иро, руководитель культурных программ Института имени Гете в Москве.
Год Германии, который проходит в России под эгидой МИД ФРГ и Института имени Гете, и одновременно Год России в Германии - событие весьма значительное, и не только в области культуры. Изначально планировалось торжественно открыть его в присутствии президентов обоих государств, но эти планы изменились.
Чиновники от культуры дипломатично обошли вопрос о причинах, подчеркивая, что «политические вопросы» выходят за рамки их компетенции. Так или иначе, но масштабный проект стартовал. Его первые итоги подвел в интервью DW Вольф Иро, руководитель культурных программ Института имени Гете в Москве.
DW: То, что открытие перекрестного Года прошло без участия президентов, как-либо повлияло на развитие событий? Вам было проще или сложнее готовить программу?
ВОЛЬФ ИРО: Для культурных программ важно не то, как этот Год обставлен или кем представлен. Важна субстанция. Нам удалось осуществить множество интереснейших проектов. Люди получили возможность познакомиться друг с другом, пообщаться лично, обменяться опытом, показать себя.
Что касается политической составляющей, то, на мой взгляд, ей уделено слишком много внимания, а она того не стоит. Осуществление того или иного проекта не зависит от того, приедет ли на открытие тот или иной политик. Содержательная сторона остается неизменной. Что касается формы, то чем меньше интерес политиков, тем меньше протокольных мероприятий.
DW: Насколько вообще необходим перекрестный Год? Нужно ли расписывать заранее все мероприятия? Неужели люди не могут пообщаться или познакомиться вне его рамок?
ВОЛЬФ ИРО: Очень важно, чтобы люди лично знакомились в реальном мире, а не в виртуальном мире писем, электронной почты и так далее. Будь то профессор, выступающий с лекцией перед публикой, или студенты со школьниками, познакомившиеся во время языковой олимпиады. Было бы прекрасно, если бы средства, выделяемые на проекты в рамках перекрестного культурного года, выделяли каждый год. Так или иначе, в данный момент мы работаем, так сказать, в режиме экономического благоприятствования, мы - в центре внимания пиара, на нас обращают внимание. Конечно, такими условиями грех не воспользоваться.
DW: Каковы ваши первые впечатления?
ВОЛЬФ ИРО: Мои впечатления от всего, что было до сих пор, только положительные. Часть бюджета пошла на конкурсные проекты: каждый желающий мог предложить свой проект, который, на его взгляд, вписывался бы в рамки перекрестного Года. Поступило очень много предложений, мы познакомились с множеством интереснейших людей, о которых ранее никогда ничего не слышали.
Что касается крупных мероприятий, то, к примеру, выставка работ Йозефа Бойса в Москве имела феноменальный успех. Хотя поначалу многие настороженно относились к ее проведению в российской столице. Мол, готова ли московская публика к такого рода искусству, поймут ли… Но в итоге эта экспозиция стала рекордной по посещаемости для музея, в котором выставлялась.
Программа очень плотная, иногда проходят по два-три мероприятия в день. Чтобы не останавливаться только на проектах, связанных с искусством, назову еще один, из другой области. В середине декабря 2012 года мы провели в Москве Футурологический конгресс. Каким мы видим наше будущее? Поисками ответов на этот вопрос и занимались в течение трех дней молодые ученые-новаторы из Германии и России. Нам важен был междисциплинарный подход. В дискуссиях участвовали и экономисты, и нейробиологи, и социологи, и психологи, и климатологи…
DW: Раз уж речь зашла о будущем, давайте в него заглянем. Что интересного нас ждет в рамках перекрестного Года в ближайшие месяцы?
ВОЛЬФ ИРО: В 2013 году будет очень много различного рода художественных проектов. Один из них стартовал уже в 2012 году, но его кульминация ожидается в феврале. В нем участвуют известные немецкие и российские мастера художественной фотографии. Прошедшей осенью они встретились в Москве, где получили от организаторов задание: сфотографировать будущее.
Последовал бурный процесс обсуждения - что именно делать и как. А потом фотохудожники отправились выполнять «заказ». Я уже видел несколько работ. Это будет очень интересная выставка. Открытие запланировано на февраль 2013 года.
Еще по теме:
Дата публикации 08 января 2013 года.