В интервью BBC мать Михаила Ходорковского призналась, что не чувствует злости к тем, кто отправил ее сына за решетку – только презрение к людям, которые «ради денег готовы ломать человеческие жизни». А сам Ходорковский призвал тех, кто сейчас находится на скамье подсудимых в России, «быть честными, не лгать и не бояться».
Корреспондент ВВС Дэниэл Сэндфорд вместе с матерью осужденного олигарха Михаила Ходорковского отправился в северный поселок Сегежа, место бывшего сталинского ГУЛАГа. Сейчас там находится исправительная колония номер 7, где отбывает срок сын Марины Ходорковской. Ей разрешают повидаться с ним раз в три месяца, причем путь в каждую сторону занимает по 20 часов, а лимит времени на свидание с заключенным – всего 4 часа, отмечает ВВС.
Эта пожилая женщина уже потеряла счет своим долгим путешествиям на Север и в Сибирь за те 10 лет, которые Михаил провел за решеткой. «Раньше я собирала эти билеты. Но потом я их все выбросила», - говорит она, сидя напротив корреспондента ВВС в двухместном купе экспресса «Арктика».
Свидания в колонии обычно проходят так, рассказывает Ходорковская: «Это такая длинная комната, разделенная пополам: с той стороны сидят заключенные, с этой стороны – родственники. И отсеки, отделенные перегородками. В каждом отсеке небольшой стол, на котором с обеих сторон стоит по телефону, а между нами толстое стекло. И если кто-то рядом громко разговаривает, то уже сложно что-то расслышать». Судя по ее описанию, это скорее условия для содержания опасных уголовных преступников, чем осужденных за экономические преступления, подчеркивает корреспондент.
Кроме того, раз в неделю Михаилу Ходорковскому позволяют сделать 15-минутный телефонный звонок из будки, которая стоит на улице. «Зимой там очень сильные морозы. Один раз мы даже подумали, что он заболел, потому что он очень странно разговаривал. Но оказалось, у него губы настолько замерзли, что он не мог говорить нормальным голосом», - рассказывает его мать.
Когда-то этот человек ворочал миллиардами, сколотив состояние в 1990-е годы на формировании крупнейшей в России нефтяной компании «ЮКОС». После прихода Путина к власти олигархам приказали держаться подальше от политики – однако Ходорковский бросил вызов и выступил против растущего авторитаризма, попытавшись при этом «купить влияние» в Госдуме, напоминает ВВС со ссылкой на бывших министров тех лет.
Но хотя некоторые экономические ходы, предпринятые им в 1990-е, действительно выглядят сомнительными, однако ни один олигарх той поры не оказался за решеткой, кроме Ходорковского. А когда его 8-летний срок близился к завершению, он был приговорен еще к 6 годам по новым обвинениям в рамках системы «избирательного правосудия», которая, по мнению США и ЕС, сейчас действует в России. Местная оппозиция называет его политзаключенным, и с этим действительно трудно поспорить, отмечает корреспондент.
Однако мать Ходорковского подчеркнула в интервью ВВС, что не испытывает злости к тем, кто так повлиял на судьбу ее сына: «Вы знаете, это даже не злость. Это какое-то презрение к людям, которые ради того, чтобы получить деньги, готовы ломать человеческие жизни. Не только тех, кто сидит, но и их детей, их жен. И конечно, судьбы поломанные. А из-за чего? Только из-за денег».
Добравшись до колонии, съемочная группа ВВС не смогла войти внутрь - администрация объявила, что арестует журналистов, если они подойдут к стенам тюрьмы ближе, чем на 50 метров. Им удалось только снять несколько кадров из окна машины: «ветхие сооружения в окружении ржавой колючей проволоки и сторожевых собак, гигантские прожекторы и деревянные сторожевые вышки, странно напоминающие фильм о Второй мировой войне». Тюрьма явно не оснащена высокими технологиями, но вызывает странно пугающее ощущение, отмечает корреспондент.
В этом году дело Ходорковского приобрело особое значение не только из-за 10-летней годовщины его заключения, но и в связи с ростом «политических процессов», считает ВВС: сначала девушки из протестной панк-группы Pussy Riot, потом начался процесс над харизматичным оппозиционным лидером Алексеем Навальным, и уже почти год за решеткой дожидается суда группа протестовавших против Путина накануне его инаугурации.
Поэтому журналисты ВВС решили спросить Михаила Ходорковского через его мать, что он может сказать по поводу этих процессов. Что он думает о тех, кто сегодня предстает перед судом в России? Вот что он передал в ответ: «Поскольку у нас суды не честные, очень трудно выдержать в этой обстановке. Но людям нужно быть честными, не лгать и говорить все, что есть на самом деле. И не бояться».