Акция Сергея Павленского, пригвоздившего себя к брусчатке на Красной площади – это не только «метафора апатии» России, полагает The Daily Telegraph. В контексте того, что «мачо» Путин притесняет любое «сексуальное инакомыслие», эта акция – самое революционное, что случалось в последнее время на Красной площади.
«Владимир Путин официально круче Чака Норриса», – пишет колумнист Падрейг Рейди, напоминая о том, что недавно российского президента наделили высшим девятым даном тхэквондо и вручили почетный черный пояс.
Перечисляя всевозможные заслуги «мачо» Путина, такие как охота, борьба с медведем, занятия дзюдо, журналист в шутку отмечает: «И, в общем-то, это чудо, что у тхэквондо хватило данов, чтобы измерить степень его крутизны. В одном можно не сомневаться: Владимир Путин – мужик. Мужик из мужиков. Главный мужик в России. И никаких вам девочек. И уж точно никаких геев».
Рейди предлагает рассмотреть недавнюю «безумную» акцию художника Петра Павленского через призму именно этой «крутизны» Путина. Павленский говорил, что его акция, во время которой он пригвоздил свои гениталии к брусчатке на Красной Площади, - это «метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества».
Однако в этом поступке, уверен автор статьи, есть и иной смысл, даже если Павленский не хотел его вкладывать. «В обществе, управляемом мачо Путиным, притеснение женщин со стороны церкви, а также определение таких отклонений, как гомосексуализм и феминизм, как «нерусские», в акте самокастрации есть большое символическое значение, – пишет Рейди. – Прийти к центру власти и намеренно нанести вред своему данному Богом мужскому достоинству, будучи русским, - это большая диверсия».
Вообще же гениталии играют важную роль в российском протестном искусстве, напоминает журналист. Так, в 2010 году активисты арт-группы «Война» нарисовали на одном из разводных мостов Санкт-Петербурга огромный фаллос. Когда мост был поднят, этот фаллос указывал прямо на штаб-квартиру ФСБ. Другой подобный случай был, когда участница панк-группы украла в супермаркете курицу и поместила ее туда, «куда курицу из супермаркета помещать, определенно, не стоит». Кстати, само название Pussy Riot, отмечает журналист, – это еще одно проявление борьбы определенных частей тела против системы.
В этом можно усмотреть «ужасную озабоченность», пишет журналист. Но «озабочен» и сам по себе путинизм, который, «как и все авторитарные режимы, до крайности одержим тем, кто что куда сует». Отсюда, считает Рейди, и запрет на пропаганду гомосексуализма, и страх перед борьбой Pussy Riot за равенство полов. Путину «нужно, чтобы люди строго соблюдали свои роли: тогда будет легче контролировать их и подавлять инакомыслящих».
Во всем этом контексте, заключает журналист, акция художника Павленского – «это не просто безумное действие (хотя и это тоже), но это и самый революционный поступок, который произошел на Красной площади за последнее время».