Россия станет «полем битвы» между США и Китаем, полагает обозреватель The Diplomat Закари Кек. Он отмечает: «стратегический треугольник» времен холодной войны по-прежнему актуален. Однако теперь роль «главного приза» в нем играет Россия, за лояльность которой борются сверхдержавы Китай и США.
Во времена холодной войны Китай был единственной крупной страной, расположения которой стремились добиться две главные на тот момент сверхдержавы, пишет обозреватель The Diplomat Закари Кек. За время существования Китайской Народной Республики она была сначала лояльна СССР, затем, в течение 1960-х, – США, а начиная с 1980-х – снова Советскому Союзу.
Присутствие в этом «стратегическом треугольнике» давало Китаю массу привилегий, пишет Кек, ссылаясь на исследование Эндрю Нэйтана и Энрдю Скобелла. Умение маневрировать лояльностью «позволило бедной, изолированной и не способной отправлять вооруженные силы за пределы своих границ стране – Китаю – стать третьим по значимости стратегическим игроком в мире и играть большую роль, чем Англия, Франция, Германия, Индия, Япония и любое другое государство помимо сверхдержав», – цитирует обозреватель исследование. Самая большая ирония же здесь заключается в том, продолжает Кек, что «слабейшая из трех стран получала больше всех привилегий в триполярной дипломатии, поскольку именно за нее велась борьба в этой игре с тремя участниками».
По мере того как Китай креп, а отношения его с США обострялись, роли в этом треугольнике перераспределились. Теперь место КНР заняла Россия. Россия останется «главным призом» почти по тем же причинам, что и Китай. Во-первых, она занимает огромную территорию, и ее расположение позволяет играть критически важную роль в региональной и глобальной политике.
География, продолжает Кек, имеет огромное значение в этом «стратегическом треугольнике». И Россия, и Китай граничат с большим количеством стран. Если российско-китайские отношения испортятся и Москва перейдет на сторону Вашингтона, то Китай не сможет демонстрировать силу в западной части Тихого океана.
Исторически Пекин был крепкой континентальной державой по одной простой причине, пишет Кек. Именно с континента шли основные угрозы. В последние десятилетия защита морских границ также приобрела для Китая огромное значение. Союз с Россией, Индией, Северной Кореей позволит Китаю защитить свои границы. Однако если союза с Россией удастся добиться США, то уже Вашингтону удастся сдерживать западную часть Тихого океана и не пускать туда Китай.
Китай всячески помогает России сохранить значимость и всячески поддерживает ее, несмотря на отношения Москвы с ближайшими соседями, пишет Кек, напоминая о многочисленных встречах Владимира Путина и Си Цзиньпина в этом году.
Со своей стороны, Вашингтон стремился провести с Москвой «перезагрузку», заручиться ее поддержкой в ядерном разоружении, по иранской ядерной программе, в Афганистане.
За последние несколько лет отношения Белого дома и Кремля сильно ухудшились, и в этом велика заслуга именно российской стороны, пишет Кек. Но многие разлады России и США в долгосрочной перспективе оказываются незначительными. Поэтому в ближайшее время примирение этих стран видится весьма вероятным. Кроме того, у Вашингтона в этом плане естественное преимущество перед Пекином: Россия и Китай, как близкие соседи, склонны больше бояться друг друга.
Но чтобы использовать это преимущество, США нужно сделать отношения с Россией приоритетом: «Не получится заручиться в лице Москвы крепким союзником, если все время публично позорить ее, указывая ей на защиту прав человека». Это не значит, оговаривается Кек, что не нужно ничего делать с правами человека в России.
Кроме этого, США стоит сделать приоритетом сотрудничество с Россией в Тихоокеанском регионе. «И на вопрос: важнее ли проблемы в другом регионе, чем отношения с Россией в Тихом океане? - ответ для США может быть только один: нет», – заключает автор статьи.