Авария в московском метро: не стечение обстоятельств, а системные ошибки

По мнению экспертов, авария в московском метрополитене свидетельствует о системных проблемах в его развитии. Виновными в случившемся эксперты, опрошенные DW, считают как руководство метрополитена, так и власти города.
Авария в московском метро: не стечение обстоятельств, а системные ошибки
AFP PHOTO / ITAR-TASS / MIKHAIL JAPARIDZE
На «синей ветке» московского метрополитена во вторник, 15 июля, произошла авария, в результате которой погиб 21 и получили травмы различной степени тяжести около 150 человек. По горячим следам прокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели людей. Причиной трагедии был назван технический сбой, связанный с подачей энергии. Эксперты, опрошенные DW, считают, что имело место не просто стечение обстоятельств, а системные просчеты.
Ошибки в стратегии
 
Сотрудник департамента прикладной экономики Высшей школы экономики, профессор Алексей Скопин в интервью DW заявил, что главная причина катастрофы в московском метро - это неверно выбранный путь стратегического развития российской столицы. А вину за просчеты, допущенные при выборе стратегии, эксперт возложил на тех, кто занимался планированием, то есть на руководство города и, в первую очередь, на мэра Москвы Сергея Собянина.
 
«Собянина предупреждали, что новые станции метро, которые увеличивают пассажиропоток, неизбежно приведут к перегрузке центральной части подземки, - заявил Алексей Скопин. - Мэру предлагалось либо проводить реконструкцию центральной части метро, либо делать ставку на развитие транспортной сети в пригород за счет электричек. Но выбран, как мы знаем, был другой путь». В итоге та гонка по расширению сети метро в конечном итоге и привела к трагедии.
 
По словам эксперта, объяснить именно такой выбор стратегии развития транспортной сети Москвы можно большей экономической выгодой, получаемой при прокладке новых станций. При этом, по словам Алексея Скопина, он вообще не нашел ни в бюджете города, ни в стратегии развития метрополитена статью расхода на реконструкцию центральной, старейшей части подземки. Впрочем, даже если бы реконструкция и развитие метро проводились одновременно, это не спасло бы от аварий, считает эксперт.
 
Просчеты в тактике
 
Сопредседатель Союза потребителей России Владимир Слепак согласен, что руководство города также должно признать свою вину в трагедии на московском метро. Однако роль городской администрации, по словам Слепака, несколько иная. «Мне кажется, главная ошибка московского руководства состоит в том, что оно не обсуждает с гражданским обществом свои планы», - считает Владимир Слепак.
 
По его словам, если бы такой важный вопрос, как развитие транспортной инфраструктуры Москвы, обсуждался открыто с привлечением к обсуждению граждан, то, возможно, многих ошибок и даже трагедий удалось бы избежать еще на этапе стратегического планирования. При этом вся полнота ответственности за чрезвычайное происшествие, по мнению Слепака, должна быть возложена на руководство самого перевозчика.
 
Проблемы с безопасностью
 
«Эти сбои, аварии не являются какими-то случайностями, это закономерности, которые свидетельствуют о низком профессиональном уровне и неспособности управлять данной структурой эффективно», - заявил Владимир Слепак. По его словам, с мая 2013 года по июль 2014 года в метро случилось 38 мелких и средних аварий, среди которых короткое замыкание, задымление и подтопление.
 
И хоть эти перебои в работе столичной подземки были несколько иного масштаба, то есть не стоили людям жизни, сопредседатель Союза потребителей России считает их подтверждением того, что Московский метрополитен «не выполняет требований по безопасности». По мнению Слепака, уверенность гражданам в безопасности московской подземки может дать только знание причин трагедии и информация о том, что эта причина была устранена.
 
Сперва аудит, а выводы потом
 
Искать причины аварии на «синей ветке», чтобы сделать выводы, считает правильным и директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. И для этого, по словам эксперта, нужно проводить внешний аудит состояния технической эксплуатации метрополитена, его путевого хозяйства, вагонного парка. Внешний аудит должны проводить технические специалисты, которые работают не в Московском метрополитене.
 
Но на первый взгляд, по мнению Михаила Блинкина, видеть причину нынешней аварии в неправильной конфигурации сети, равно как и в ошибках при стратегическом планировании не совсем верно. «На самом деле конфигурация сети московского метрополитена - через центр - не является оптимальной, - заявил Михаил Блинкин в интервью DW. - Однако на вопрос, можно ли связать сегодняшнюю аварию в московском метро с плохой конфигурацией сети, я отвечу - нет, нельзя».
 
Износ оборудования
 
Также категоричен был эксперт, отрицая связь аварии на «синей ветке» с повышением нагрузки на московское метро. В московском метро есть много проблемных зон, к которым относятся крупные пересадочные узлы, такие, например, как станции «Киевская» и «Таганская», заявил в интервью DW Михаил Блинкин. Однако перегрузка пересадочных узлов не может являться причиной аварии, которая произошла на перегоне между станциями и была связана с перебоями в подаче напряжения.
 
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и естественный износ оборудования. Как заметил старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Павел Зюзин, даже без увеличения пассажиропотока оборудование, которое в центральной части московской подземки функционирует с 60-70-х годов XX века,требует особого внимания при обслуживании. А его-то, то есть внимания, не всегда хватает, и это тоже является системной проблемой.
 
Еще по теме:
 
 

Дата публикации 15 июля 2014 года.

 

Фото: AFP PHOTO / ITAR-TASS / MIKHAIL JAPARIDZE

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Deutsche Welle Германия Европа
теги
авария катастрофа метро Москва Россия транспорт
Сегодня в СМИ

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров