Именно сейчас, когда Россия, как раненый медведь, повержена, надо вести с ней диалог, считает газета Guardian. Правда, санкции снимать не следует, потому что тогда Москва в очередной раз воспримет это как западную слабость. Но и «добивать» медведя неразумно. Лучше сочетать диалог с «умным давлением», считает издание.
Финансовые кризисы наподобие того, который сейчас ударил по России, не новы, но выглядят всегда эффектно, отмечает редакция британской Guardian. Валюта – в свободном падении, акции обваливаются, работники Центрального банка в панике наращивают процентные ставки и тратят миллионы на поддержание валюты. Потом бизнес начинает сворачивать работу, Центробанк сжигает резервы и появляются разговоры об ограничениях на движения капиталов.
Будь это любая другая страна, на рынке уже считали бы дни до того момента, когда на помощь позовут МВФ. Вот только сложно представить, что Владимир Путин будет просить помощи у Вашингтона, отмечают авторы статьи.
Ясно, что последствия кризиса будут чувствоваться за пределами России. Хоть страна уже перестала быть «советской супердержавой», у нее все еще остается ядерный арсенал, сравнимый с США. Военный напор Москвы в этом году достиг пика в виде «агрессии» на Украине и «аннексии» Крыма. Кремль силился разрушить послевоенный порядок в Европе – эту картину дополнили военные самолеты в «небе НАТО», отмечает Guardian.
Можно лишь гадать, станут ли действия Путина мягче или напористее. Пока есть признаки того, что власти подготавливают общественное мнение к длительным экономическим трудностям, «экзальтированно» напоминая об историческом опыте противостояния внешнему врагу. Но очевидно, что поддерживавшийся последние 15 лет имидж Путина как человека «сильной руки», который наступает на демократические права в обмен на более высокий уровень жизни, теперь поставлен под удар, считает редакция британской газеты.
Кумовство и отсутствие модернизации сейчас стали кошмаром для российского лидера вместе с ценой на нефть и падением рубля. На Западе многие считают, что «раненого медведя надо травмировать еще больше, чтобы он смягчился». Такие взгляды не удивляют, пишет Guardian: перемирие на Украине существует лишь на бумаге, потому что Россия не отвела войска, а ответные санкции на европейскую еду лишь больше раздули инфляцию в стране. При этом Россия не может угрожать кому-либо прекращением поставок газа в условиях, когда ей отчаянно нужны резервы в иностранной валюте.
На Ближнем Востоке от конфронтационного поведения Россия лишь проиграет. К тому же Путина вполне устраивает нынешняя политика США в Ираке и Сирии, поскольку она не противоречит его цели: удержать Башара Асада у власти. То же можно сказать и о переговорах по иранской ядерной программе.
Guardian призывает не приходить к поспешному выводу о том, что ничего не стоит обращаться с финансово ослабленной Россией как с изгоем. Сейчас, наоборот, настало время для «дипломатической креативности»: российский кризис позволяет Западу сочетать «умное давление» с новыми возможностями для диалога. «Давление тут важно, если некто хочет, чтобы его воспринимал всерьез российский режим, который отлично пользовался западным замешательством».
Так что, пока на Украине тлеет конфликт, снимать санкции не надо. Но и диалог очень важен, приходит к выводу издание. Переговоры должны быть осмотрительными и не позволять компромиссов по ключевым ценностям, составляющим основу «европейской архитектуры», в которой Россия пытается утвердить региональное влияние. Если протянуть Путину руку, то он потеряет возможность заявлять, что у него нет другого выбора, кроме как загонять Россию в еще большие изоляционизм с националистической окраской и идти на военные авантюры. «Именно тогда, когда медведь повержен, нужно пустить больше усилий на диалог с ним», — подчеркивает Guardian.
Фото: AFP PHOTO/HOANG DINH NAM