Журнал Foreign Policy увидел обнадеживающие признаки заката власти Владимира Путина, проанализировав историю Ирана и нью-йоркский рынок элитной недвижимости. Так же, как в преддверии иранской революции разбогатевшие на нефтяном буме иранцы скупали квартиры в Калифорнии, сегодня обеспеченные россияне готовят себе путь отступления в Нью-Йорк. Они не станут дожидаться следующего кризиса, полагает издание.
По данным американских риелторов, по меньшей мере третья часть новейших элитных квартир в Нью-Йорке в последние годы скупается иностранцами, большинство которых – богатые россияне, пишет Foreign Policy. На настоящий момент многие из них пустуют – как и в Лондоне, где риелторы сообщают о похожей ситуации. Но, как отмечают специалисты, давно известна привычка мировой элиты покупать дорогую недвижимость в качестве своеобразного «банковского сейфа».
Так как недемократические режимы трудно анализировать – они используют цензуру и пропаганду, чтобы скрывать проблемы, – необходимо наблюдать за косвенными признаками. Среди них – поведение правящего класса, пишет Foreign Policy. Даже самые богатые россияне, у которых больше всего вариантов выбора, предпочитают сделать «депозит» в политически стабильных странах с четкими правовыми гарантиями.
Имущие классы раньше других начинают готовить запасный выход, памятуя о долгой истории смут и революций, пишет американское издание. В преддверии иранской революции в 1979 году складывалась совершенно идентичная ситуация. Причем большинство экспертов, в том числе в аппарате национальной безопасности США, полагали, что иранский шах вряд ли полностью потеряет контроль, несмотря на недовольство населения. Вспыхнувшие в ноябре 1978 года беспорядки в Тегеране и свержение иранской монархии в феврале 1979 года были бы меньшей неожиданностью, если бы АНБ и ЦРУ внимательно следили за рынком недвижимости в Лос-Анджелесе и в агломерации залива Сан-Франциско, полагает Foreign Policy.
После нефтяного бума 70-х годов в Иране не только доходы бизнес-элиты, но и доходы среднестатистических иранцев выросли. Все те иранские семьи, которые внезапно оказались в гораздо более обеспеченном положении, не преминули запастись недвижимостью за рубежом – во Франции, в Великобритании или в США. Как пишет издание, летом 1978 года американское консульство в Тегеране в день обрабатывало около 600-700 запросов на временные визы.
В России, как и в Иране, сегодняшние благополучные люди среднего возраста хорошо помнят, как империя, в которой они родились, развалилась в одночасье, как нажитое в 90-е годы состояние сгорело в кризисе 1998 года. Они не доверятся снова все тем же коррумпированным чиновникам и банкирам, тем более при текущем курсе рубля и санкционном режиме. Они будут до последнего размахивать флагом и поддерживать Путина, сидя на упакованных чемоданах, пишет Foreign Policy.
Эта хроническая недоверчивость обеспеченных россиян, которые, надеясь на лучшее, готовятся к худшему, представляет для путинского режима экзистенциальную угрозу, заключает американское издание. Память о прошлом и циклы истории сильнее падения цен на нефть, международных санкций и пограничных конфликтов, подчеркивает автор.
По данным Госдепартамента, количество временных виз, выданных американским консульством в Москве, за последнее десятилетие выросло почти в три раза: с 67 286 виз в 2004 году до 191 571 в 2013. Конечно, большинство из них – это туристы и родственники граждан США. Однако в ближайшие годы Foreign Policy советует следить за окнами Нью-Йорка: когда в пустующих манхэттенских квартирах будет зажигаться свет, он будет гаснуть в какой-то квартире в Москве. И когда Путину понадобится поддержка в очередном кризисе, может оказаться, что те, на кого он опирается, уже передислоцировались поближе к Центральному парку.
Фото: Reuters