Жителям России недостает американской свободы и ответственности, считает американский профессор Олег Воскресенский после турне по стране. И хотя в российской духовной сфере наблюдаются определенные подвижки, ей все равно не хватает масштабности США, уверен ученый.
«Почему вы, американцы, воюете с нами на Украине?». Этот и другие «абсурдные» вопросы «все еще отдают звоном» в голове профессора Олега Воскресенского, недавно вернувшегося из России, где он выступал с курсом лекций.
Воскресенский, эмигрировавший в Америку 24 года назад, признается, что Москва по-прежнему остается для него домом. В какой-то степени, отмечает он, обе родные для него страны изменились, но каждая по-своему.
В начале 90-х годов именно Советский Союз выводил войска из Афганистана после десятилетней войны. Это было время больших перемен, или «перестройки», которая должна была изменить мышление россиян – «отказаться от идеи перераспределения ограниченных благ и создать среду для более продуктивной промышленности и сельского хозяйства». В это время стены вдоль границ не возводились, а рушились, и только появившийся термин «глобальное потепление» после несколько десятилетий холодной войны получил позитивное значение, считает автор статьи.
Изменилось кое-что еще. Интерес американцев к событиям в России заметно поубавился. Профессор вспоминает, как по приезде в Миннесоту его «шокировал» рекламный щит с Горбачевым и водкой, а также множество других изображений советского лидера, оставшихся после его визита в столицу штата.
«В тот момент для россиян стало привычным, что они оказываются в центре международного внимания. Даже сегодня они полагают, что американцы следят за важными событиями в России и весьма заинтригованы ее внутренними делами», – пишет Воскресенский. По его словам, многие российские коллеги удивляются, когда он говорит им, что большинство американцев ничего не слышали о России со времен Олимпийских игр в Сочи и, возможно, в связи с крушением малазийского лайнера, сбитого над Украиной. Ответственность за это «удивление» несут российские СМИ, «которые за последние 10 лет оказались полностью под контролем правительства».
Автор статьи уверен, что многие жители Америки были бы также удивлены тому, какую роль они играют в жизни россиян. Ведь, согласно официальной позиции Москвы, американцы виноваты практически во всех несчастьях России – от падения цен на нефть и обесценивания рубля до конфликта на Украине и экономических санкций, введенных Евросоюзом и США. «Даже аннексия Крыма, по собственным словам Владимира Путина, была вынужденной мерой, вызванной действиями США и НАТО в регионе», – подчеркивает ученый.
Поэтому, делает вывод Воскресенский, неудивительно, что многие из его российских коллег – учителей, ученых и представителей духовенства – относятся к его лекциям с подозрением.
«Я убеждаю их, что, вообще-то, преподаю вещи, которым 2 тысячи лет (историю Нового завета, археологию и палеографию), и последние политические и идеологические изменения их особо не касаются. Но мои убеждения не действуют. Все, что сегодня идет с Запада, особенно из Америки, встречается в штыки, несмотря на то, что я с успехом преподавал те же самые курсы в России в течение последних семи лет», – замечает Воскресенский.
В 2008 году российские учебные заведения официально открыли двери для религиозной истории, культуры и философии, преподавание которых в школах и университетах было запрещено большевиками почти 100 лет назад. По словам профессора, он с большим удовольствием наблюдал, как в последние годы Россия возвращается к своим культурным и религиозным корням.
Как пишет Воскресенский, эта еще одна сфера, где наблюдается различие между двумя странами. Согласно исследованию аналитического центра Pew Research Center, в Америке наблюдается понижение религиозности, тогда как Россия прикладывает значительные усилия, чтобы укрепить духовную культуру и образование.
Разумеется, отмечает ученый, России еще далеко до религиозного уровня США, даже несмотря на то, что он там переживает «упадок». Ведь, по данным «Левады-Центра», только 3 % россиян, исповедующих православие, посещают пасхальную службу. В то время как в США число прихожан сократилось с 78 до 70 %.
«Так куда же движется Российская Федерация с точки зрения политики, экономики и духовности?», – задается вопросом Воскресенский. После многочисленных поездок по России и встреч с различными людьми у него сложилось впечатление, что направление ее движения может измениться в любой момент.
Экономика, которая в течение последних 20 лет зависела от экспорта сырья, становится более-менее самодостаточной, «что было бы невозможно или даже необходимо без санкций, введенных Западом год назад». Визит в недавно построенный на острове Русский Дальневосточный федеральный университет произвел на ученого большое впечатление. Его строительство доказывает, что Россия все больше интересует развитие в восточном направлении.
«Да, Кремль отчаянно пытается усилить контроль над населением, но всепроникающее русское чувство юмора говорит мне, что никто не воспринимает эти попытки всерьез. Да, рейтинг президента Путина составляет 84 процента. Но любой, кто займет его место завтра, получит 94 процента», – рассуждает автор статьи.
На протяжении истории Россия редко меняла свой курс благодаря спокойному, мирному демократическому процессу, и вряд ли следующая смена власти пройдет в таком ключе, «ведь всех возможных преемников и оппозиционных лидеров текущий режим убивает или отправляет за решетку». «Лично я не особо надеюсь на мирные изменения, так как, к сожалению, в российской политике и российской культуре в целом практически не существует уважения к верховенству права», – констатирует Воскресенский.
На его взгляд, пренебрежение к закону наблюдается повсеместно. Оно выражается в нарушении правил дорожного движения и парковки, постоянном срыве договоренностей или опозданиях на встречи, нереализуемых задачах и тратах огромного количества сил и средств для их достижения (как Зимняя Олимпиада в субтропиках или Дальневосточный университет «на заброшенном острове») и «захвате чужой территории».
Тем не менее, профессор пишет, он надеется на Россию. Всякий раз посещая страну, он видит в глазах российской аудитории ту же надежду на перемены. «Я встретил уже не один десяток россиян, чье мнение навсегда менялось после единственной поездки в Америку, – пишет ученый. – В течение нескольких дней, проведенных в американском доме, они видели, какой может быть жизнь, когда люди живут свободно и ответственно».
Некоторые слушатели подходят к Воскресенскому после лекций и спрашивают его: «Что случилось с вами американцами? Почему вы так сильно ненавидите россиян?». В противовес «идеологической обработке машины государственной пропаганды» ему остается только достать ноутбук и продемонстрировать фотографии его семьи и друзей в Миннесоте. После чего профессор задает встречный вопрос: выражают ли лица этих людей какую-либо ненависть или существуют ли какие-то причины полагать, что они стали бы обвинять россиян в собственных трудностях.
«И если я хочу полностью завоевать их расположение, я говорю им, что я не голосовал за президента Обаму и не согласен со многими из его политических решений. “Олег, вы – все еще настоящий россиянин”, – говорят они. Я рад, что они никогда не спрашивают, проголосовал бы я за Путина», – заключает Воскресенский.
Фото: Reuters