В пятницу российский легкоатлет Сергей Шубенков завоевал первое российское золото на Чемпионате мира по легкой атлетике в Пекине, одержав победу в беге на 110 метров с барьерами, пишет корреспондент The Guardian Оуэн Гибсон. Однако победа российского спортсмена не смогла скрасить мрачную обстановку, сложившуюся в российском лагере — легкоатлетическая сборная страны переживает не самые лучшие времена, подчеркивает журналист.
Два года назад легкоатлеты со всего мира собрались в Москве на поистине образцово-показательном мероприятии. Под аккомпанемент криков «Елена! Елена!», раздававшихся эхом по стадиону «Лужники», двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева принимала одну из целого множества золотых медалей, доставшихся российской команде. Россияне радовались успехам своей страны, занявшей верхнюю строчку в медальной таблице, — вокруг разворачивалась настоящая оргия патриотизма.
Российский президент Владимир Путин твердо намеревался воспользоваться серией с большим трудом закпрепленных за Россией крупных международных соревнований, в число которых вошли также зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018 года, для того, чтобы вновь продемонстрировать авторитет Москвы в мире.
Не менее важной целью президент видел и другое — спортсменам нельзя было опозориться на собственной вечеринке. Несмотря на критические отзывы об атмосфере соревнований, которая часто была весьма унылой, Путин действительно смог предъявить первое место России в медальном зачете как свидетельство хорошего старта для триумвирата спортивных мероприятий, призванных продемонстрировать мощь государства.
Но прошло два года — и россияне стали отставать в медальной таблице. До начала пятничного этапа легкоатлетических соревнований их сборная оставалась на том же уровне, что Таджикистан, Тунис и Израиль.
Печальные результаты российской сборной нельзя было не увязать с тем фактом, что обвинения в применении допинг-препаратов, ранее сочившиеся в СМИ по каплям, уже образовали настоящий потоп.
По данным The Guardian, возглавляемая Майклом Белоффым независимая комиссия Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) ведет расследование в отношении Российской Федерации, обвиняемой в повсеместном применении допинга, утаивании различных нарушений и заключении преступных сговоров, еще с прошлой весны. Целую группу российских легкоатлетов уже дисквалифицировали — в их числе оказались олимпийская чемпионка по бегу на 3 000 метров Юлия Зарипова, а также чемпионка мира по семиборью 2011 года Татьяна Чернова, оставившая тогда с серебряной медалью [британскую спортсменку] Джессику Эннис-Хилл.
Внимание общественности все эти обвинения привлекли после публикации соответствующих сюжетов немецким каналом ARD и французской газетой L’Equipe. Эти СМИ не только сообщили о [ведущейся в России] допинг-программе промышленных масштабов, но и озвучили конкретные обвинения в сокрытии нарушений и шантаже в адрес бывшего президента Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентина Балахичева, а также Папы Массаты Диака, консультанта ИААФ по маркетингу и сына Ламина Диака.
Оба чиновника опровергли обвинения и заявили, что временно покинут свои должности. Но на конгрессе ИААФ перед выборами президента Ассоциации, на которых одержал победу Себастьян Коу, вновь объявился Балахичев, на этот раз – в качестве казначея организации: ему, по некоторым данным, разрешили отменить собственную временную отставку. Во ВФЛА многие напуганы. Накануне нынешнего чемпионата бегунья Анастасия Баздырева заявила, что не будет принимать участия в соревнованиях — в ее адрес в документальном фильме ARD также прозвучали обвинения в использовании допинга. Спортсменка все отрицает.
Исполняющий обязанности президента ВФЛА Вадим Зеличенок в свою очередь заявил, что Баздыреву, которая в вышеупомянутом фильмея якобы нахваливает анаболические стероиды, СМИ не оставят в покое.
Позже ставки выросли еще больше: согласно результатам анализов крови спортсменов, попавшим к ARD и газете The Sunday Times, треть медалистов, которые одерживали победы на Олимпиадах и чемпионатах мира между 2001 и 2012 годами, включая 55 обладателей золотых наград, подозревались в употреблении допинга. Британская газета сообщала, что многие из этих спортсменов были россиянами.
Представители ИААФ и Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) заявили, что, использовав в качестве свидетельства о применении допинга результаты анализов, полученных до введения биологических паспортов в 2009 году, СМИ проявили недобросовестность.
Бывший главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков, который подал в отставку в январе, когда в ИААФ выразили беспокойство по поводу количества допинг-скандалов с участием российских спортсменов, эти заявления также опроверг. «Ну конечно это неправда», — заявил он тогда в интервью The Guardian. — «Все ведут себя одинаково, все равны. Россия в этом плане не лидер».
Между тем, The Sunday Times, по некоторым данным, собирается опубликовать очередную порцию информации, которая подтверждает, что участники соревнований легкоатлетов-юниоров в России также активно используют допинг-препараты — об этом свидетельствуют вопросы к ИААФ, которые газета предварительно опубликовала в пятницу вечером. Такой шаг несомненно приведет к обострению противостояния между ассоциацией и изданием.
Помимо проверок, идущих под руководством Белоффа, в ВАДА также инициировали еще одно независимое расследование, которым руководит Дик Паунд, бывший президент агентства. Ни та, ни другая группа результатов пока не разглашали, однако спортсменке, оказавшейся в эпицентре скандала с шантажом, марафонцу Лилии Шобуковой, недавно уменьшили срок дисквалификации до семи месяцев за то, что та «активно сотрудничала» с ВАДА.
Президент ВАДА, сэр Крейг Риди, которому сейчас приходится выпутываться из собственных заявлений о том, что он отправил российской стороне электронное письмо со словами поддержки (об этом сообщил в пятницу ARD), заявил The Guardian, что результаты расследования группы Паунда будут опубликованы в ближайшее время.
«Расследование в их отношении было завершено. Эту работу закончили. Если уж мы создали независимую комиссию, тогда нам нужно дождаться, пока эта комиссия получит результаты, и внимательно, ежедневно за всем следить», — заявил он перед началом чемпионата.
Российские же чиновники упорно твердят о том, что всерьез собираются навести в спорте порядок, в качестве подтверждения своих слов указывая на положительные результаты разного рода тестов и дисквалификации. Министр спорта страны Виталий Мутко потребовал, чтобы российская антидопинговая организация работала так же эффективно, как их британские и американские коллеги.
В пятницу россияне наконец завоевали золото — к победе прорвался Сергей Шубенков, одержав победу в беге на 110 метров с барьерами и установив национальный рекорд. Перед финальным забегом Шубенков рассказал The Guardian, что старается не обращать внимания на водоворот домыслов, слухов и уныния, в который угодила российская сборная.
«Я здесь, и я делаю свою работу. Конечно, общей атмосфере в легкой атлетике все это на пользу не идет, — сказал Шубенков. — Но я здесь лишь для того, чтобы достичь определенной цели. В этом смысле — и пожалуйста, не вырывайте эти мои слова из контекста — меня интересует лишь то, что я делаю здесь».
А через какие-то минуты после того, как восторженный Шубенков швырнул в толпу свою обувь и вывел Россию на двенадцатую строчку медальной таблицы, добавив свое золото к единственной до тех пор серебряной медали российской сборной, российское антидопинговое агентство «РУСАДА» подтвердило, что единственный спортсмен, который еще мог принять в Пекине участие в соревнованиях по спортивной ходьбе, был также снят с соревнований. Остальные легкоатлеты, специализирующиеся на ходьбе и обычно завоевывающие на крупных соревнованиях около пяти медалей, ранее уже были сняты, дабы избежать «позора» — в последние годы за использование допинга наказали уже 25 российских ходоков.
33-летний Александр Яргунькин — единственный оставшийся кандидат, который мог поучаствовать в соревнованиях по ходьбе — был «временно отстранен от соревнований в рамках проводимого антидопингового расследования», заявил исполнительный директор «РУСАДА» Никита Камаев. По словам самого Яргунькина, ему сообщили по телефону, что в его допинг-пробе был обнаружен эритропоэтин (ЭПО). Легкоатлет при этом такие обвинения опроверг.
Пропавшие с соревнований по ходьбе российские атлеты — лишь одно из многих смягчающих обстоятельств, которые подчеркивают российские журналисты. Последние также утверждают, что многие спортсмены достигли пиковой формы к домашнему чемпионату 2013 года, и теперь готовятся к Олимпиаде в Рио. Чемпионка Европы по прыжкам с шестом Анжелика Сидорова стала одной из немалого числа российских атлетов, которые не показали хороших результатов.
В пятницу в интервью газете «Советский спорт» Виталий Мутко заявил: «К невысоким результатам нужно относиться спокойно, взвешенно. Наша команда всегда была успешной, а сейчас настала такая полоса. Понадобится некоторое время, чтобы вернуться на былые позиции».
Тем не менее, Яргунькин стал очередным номером в постоянно увеличивающемся списке дисквалифицированных российских спортсменов. А когда наконец потухнет сияние очередного важного чемпионата, осыпанного «звездной пылью» Усейна Болта и отмеченного подспудным беспокойством в связи с его обожествлением, — Лорду Коу придется решать очень серьезные проблемы.
Дата публикации 28 августа 2015 года.
Фото: Reuters