Российские тюрьмы сильно изменились со времен Сталина, отмечает Bloomberg. А теперь и вовсе заключенные могут отправлять электронные письма и получать посылки, заказанные через онлайн-сервис. Выхода во всемирную сеть у них по-прежнему нет, да и посылки тщательно проверяются надзирателями, но все же новшества заметно упрощают жизнь за решеткой, отмечает издание.
В российских тюрьмах уже не нужно, как во времена Сталина, копать каналы и рубить лес, но и современными их не назовешь, считает журналист Bloomberg. Дело в том, что, чтобы получить какой-либо необходимый продукт, заключенным приходится просить об этом родственников, а письма могут идти до адресата на воле несколько недель. Поэтому чтобы их взаимодействие с внешним миром сделать проще, «наследник ГУЛАГа» Федеральная система исполнения наказаний вместе с разработчиками приложений стала работать над специальными сервисами для заключенных.
В тюремной системе уже есть онлайн-магазины, и крупнейший из них принадлежит Константину Анциферову. По его словам, заключенные чаще всего покупают у него минеральную и сладкую воду, сладкие батончики, дезодоранты и Уголовный кодекс России.
Самим заключенным пользоваться интернетом нельзя даже под присмотром, однако их родственники и друзья могут присылать на их имя письма и вещи. Надзиратели же сканируют написанные от руки сообщения заключенных и высылают ответ по сети. Как и обычные письма, электронные послания тоже подвергаются цензуре. Компания, которая занимается этой пересылкой, также принадлежит Анциферову. Он взимает с каждого электронного письма по 55 рублей, и, по его собственным словам, за прошлый год его фирма помогла 320 тысячам сообщений дойти до адресатов. Более того, в 2014 году он вышел на международный рынок с инициативой запустить тот же сервис с письмами в Нидерландах, Грузии и Литве.
При этом в некоторых европейских странах такая закрытая сеть интернет-переписки уже существует - например, в Норвегии и Бельгии. А в американских тюрьмах можно пользоваться интернетом под присмотром, сканировать и пользоваться сервисами заказа товаров из тюремных магазинов.
Сам Анциферов говорит, что перешел от обычного интернет-бизнеса к продажам для заключенных в середине 2000-х. И сейчас его сеть работает почти с четырьмя сотнями из тысячи тюрем России. Однако в Москву прийти ему не удалось: в столице схожий сервис предоставляет конкурирующая с ним фирма.
И все же покупать товары не в тюремной лавке заключенным достаточно сложно: все, что приходит со стороны, проходит такой досмотр, что сигареты в итоге становятся просто табаком, а корзины с фруктами – фруктовым месивом. Кроме того, как говорит Анциферов, сама система не дает ему поднимать цены на свои услуги, поскольку тюремные лавки уже ставят как минимум 20-процентную надбавку. И все же при всех недостатках у сервиса есть большой плюс: покупки можно делать быстро, не отстаивая очередей в тюрьме, пишет Bloomberg.
Фото: Reuters