Foreign Affairs: Заняв Крым, Россия заставила НАТО «уйти в оборону»
Когда два года назад Крым перешел в руки России, усилия НАТО по партнерству с этой страной пошли прахом. В свете новой, более опасной, обстановки в Европе НАТО особое внимание обращало на страны Прибалтики – но в процессе упустило из виду Черное море, где тоже видна «российская агрессия» и где в предстоящие годы может быть угроза дестабилизации, пишет аналитик Робби Грэмер на страницах Foreign Affairs.
Черное море, которым часто пренебрегают «трансатлантические политики», – ключевая точка пересечений энергетических потоков и торговли для Европы, России, Турции и Средней Азии. Москву оно особенно привлекает тепловодными портами. До украинского конфликта она арендовала порт Севастополя для своего Черноморского флота – «стареющей флотилии советских времен со скорее символическим, а не стратегическим значением». Тем не менее Севастополь – единственная флотская база, где возможно развертывать новую военно-морскую технику на стратегически значимом уровне, и, пока Россия его контролирует, она будет единственной державой в регионе, которая имеет власть над данным водоемом, утверждает обозреватель.
Заняв Крым, Москва сразу напичкала полуостров тяжелой военной техникой и современными системами ПРО, чтобы помешать НАТО и его союзникам действовать в воздушном пространстве региона, описывает Foreign Affairs. О том, что Россия принимает меры для пресечения воздушной активности в регионе, неоднократно говорил генерал и командующий НАТО Филип Бридлав; она также пошла на интенсивные меры по модернизации Черноморского флота.
И амбиции Москвы Черным морем не ограничиваются, подчеркивает Робби Грэмер. Она уже начала пробовать отправлять корабли и вспомогательные суда из Черного моря в Восточное Средиземноморье, с тем чтобы проводить морские учения и поддерживать военную интервенцию в Сирии. Она показала свои возможности тем, что стреляла по Сирии баллистическими ракетами с подлодок в Средиземном и Каспийском морях. Укрепив свои позиции в сирийском тепловодном порту Тартус, она теперь может начать выстраивать зону пресечения воздушной активности и на Средиземном море, указывает автор.
Десятилетиями оба моря были сферой интересов турецких военных, и Турция до сих пор имеет монополию на проливы между Черным и Средиземном морями. Анкара пока мало что делает для пресечения транзита российских военных судов и вряд ли будет идти на прямую конфронтацию с началом периода напряженных отношений – после того как турецкие военные сбили российский самолет в ноябре 2015 года. Если Россия станет новой ведущей силой на Черном море и сохранит присутствие в Сирии, это может привести к новой конфронтации с Турцией и – потенциально – к вовлечению НАТО в конфликт с Россией.
Пока НАТО находится в обороне на Черном море. Оно скоро может оказаться в похожем положении и на Средиземном, считает обозреватель. Силы альянса распылены между Восточной Европой, Сирией и Афганистаном, поэтому Черное море, пока там нет открытого конфликта, намеренно игнорировалось. Так, в 2016 году в регионе запланировано лишь около десятка значимых военных учений НАТО и его союзников. К счастью, у НАТО есть способы «экономически эффективно и реалистично» усилить свое присутствие, чтобы сдерживать Россию, уверяет автор Foreign Affairs.
Черноморская программа НАТО, по его мнению, должна быть подобием миссии в Прибалтике, где ведется круглосуточное наблюдение над воздушным пространством Эстонии, Литвы и Латвии по ротирующемуся графику, так что за защиту региона не отвечает какая-то единственная страна. Похожие меры можно принять в воздушном пространстве Болгарии, Румынии и Турции, считает автор.
Также альянсу стоит подумать над постоянной флотской базой в Черном море и вести патрульную деятельность на Черном море по образу и подобию операции «Активные усилия», которая проходит в Средиземноморье. В эти патрули должны входить боевые корабли Aegis, что стало бы «серьезным сигналом» противодействия ракетам Москвы в Крыму, уверен Робби Грэмер.
В былые времена Турция холодно относилась к усилению присутствия НАТО в Черном море, поскольку это уменьшило бы ее собственную хватку в регионе. Однако российские действия требуют нового ответа, а «стычки между российскими и турецкими самолетами» изменили позицию Анкары по НАТО, считает автор. «Угроза войны с Россией в Сирии стала реальной, и НАТО должно быть готово в случае ее начала прийти на помощь Турции», – говорится в статье Foreign Affairs.
Фото: Reuters