Bloomberg: Судьба Меркель оказалась в руках Путина и Эрдогана
Немецкому канцлеру Ангеле Меркель можно лишь посочувствовать: как «фактически возглавляющей Европейский союз» ей приходится вступать в переговоры о судьбе объединения с лидерами-автократами двух крупных стран-соседей – России и Турции. И все больше она оказывается в их власти, пишет обозреватель Bloomberg Марк Чэмпион.
Долгое время Меркель играла роль переговорщика с Владимиром Путиным от имени не только ЕС, но и США, напоминает автор. В какой-то момент во время украинского кризиса она перестала «выступать добровольцем», поскольку поняла, что Путин ей лжет и пытается ее перехитрить. После этого она перешла к политике изоляции Путина через санкции.
С президентом Турции Реджепом Тайпом Эрдоганом ситуация слегка другая, ведь номинально Турция – кандидат в члены ЕС. К тому же с ним надо договариваться по вопросу о беженцах. Тем не менее ведет он себя «по-путински» жестко. На одном из греческих сайтов недавно была опубликована стенограмма октябрьских переговоров Эрдогана и руководителей ЕС Дональда Туска и Жан-Клода Юнкера. «Они напоминают торг на стамбульском рынке ковров, только без чая и шарма», – утверждает Марк Чэмпион. Турции, конечно же, пытаются «дать взятку», с тем чтобы она решила за ЕС проблему беженцев, но «враждебный характер разговора уже кое о чем говорит».
Переговоры пока не привели к взаимовыгодному результату, который нужен Меркель для политического выживания, поэтому на этой неделе она во второй раз за четыре месяца ездила «с поклоном» к Эрдогану в Турцию. Эрдоган должен был остановить поток беженцев в Европу (прежде всего в Германию) в обмен на деньги и прогресс в решении вопроса о безвизовом режиме для турок с ЕС, но ни того, ни другого не случилось. Меркель легко бы довела дело до конца, если бы оно заключалось только в этом. Но немецкий канцлер оказалась зажата между «вспыльчивыми» автократами, ни один из которых не разделяет ценности ЕС – при этом разрушая статус-кво в Европе и на Ближнем Востоке, установившийся после Второй мировой войны, отмечает Bloomberg.
Путин вряд ли прекратит бомбежки вдоль сирийской границы Турции, к чему его призывала Меркель, потому что так он не только добивается своего в Сирии, но и создает сотни тысяч новых беженцев для реализации других своих целей. «Этот хаос послужит дестабилизации двух врагов – Эрдогана и Меркель – и натравит Европу саму на себя, возможно положив конец ее единой позиции против России – от санкций до газопроводов и Украины», – рассуждает аналитик.
Эрдоган тем временем будет «выдавливать» из немецкого канцлера не только деньги, но и поддержку его действий в Сирии. В попавшей в прессу стенограмме, например, Эрдоган говорит, что деньги ЕС следовало потратить на создание буферных зон в Сирии, за которые он давно и безуспешно ратует. Возможно, буферные зоны и улучшили бы положение в Сирии, но они бы размыли турецко-сирийскую границу, легитимность которой турецкий лидер и его приближенные регулярно оспаривают, указывает Марк Чэмпион. К тому же Эрдоган упоминает о борьбе Турции против курдских террористов, в число которых он стремится включить и сирийских курдов – союзников Запада.
Как заметил один из турецких политологов, «это не переговоры о взаимодействии, это переговоры о выкупе». Будущее Меркель, возможно, в руках лидеров, которые сейчас хоть и враждуют друг с другом, но имеют между собой куда больше общего, чем с ней. «Не лучшее положение», – делает вывод обозреватель Bloomberg.
Фото: Reuters