Большой спорт вновь стал «игрушкой в противостоянии США и России», пишет Frankfurter Allgemeine. Москва и Вашингтон обоюдно обвиняют друг друга в сокрытии допинговых нарушений. При этом конфронтация становится все более открытой, а международные спортивные организации утрачивают контроль над происходящим, отмечает автор статьи Эви Симеони.
Такое ощущение, как будто прозвучал «таинственный стартовый выстрел» и на большой спорт обрушились все проблемы, которых до этого удавалось избегать, пишет Frankfurter Allgemeine. Сначала жадные функционеры Международной федерации футбола (ФИФА) довели свою организацию до катастрофического положения. Потом под прицел попало «безнравственное руководство» Всероссийской федерации легкой атлетики. И наконец, кульминация недавних разоблачений – наличие в России «государственной допинговой программы».
При этом раньше мировая общественность не обращала внимания на такие вещи, отмечает автор статьи Эви Симеони. Люди следили за спортивными соревнованиями, а тех, кто указывал на проблемы, называли «занудами». Но теперь все изменилось. Благодаря интернету спорт стал прозрачнее и многие люди прозрели. К тому же общее отношение к вопросам справедливости и эффективного управления стало более критическим. Однако это не полное объяснение происходящего, признает немецкая журналистка.
Чтобы понять, что изменилось, нужно взглянуть на две недавние новости, в которых заключена важная подсказка, предлагает Симеони. Первая. New York Times сообщает о том, что в связи с допинговыми обвинениями в адрес России американская юстиция начала собственное расследование в отношении представителей российского правительства, российских атлетов, тренеров и антидопинговых учреждений. Вторая. Министр спорта РФ Виталий Мутко заявил: «Хотелось бы, чтобы США занялись собственной национальной командой. Там тоже все обстоит не безоблачно». Свои претензии он не конкретизировал, однако указал на одну вещь, которая становится все более очевидной: «холодная война вернулась в спорт». «Вот только форма ее стала современной», - отмечает издание.
36 лет назад нынешний президент МОК Томас Бах вышел на спортивно-политическую арену, чтобы бороться с бойкотом странами Запада Олимпийских игр в Москве, продолжает автор. Однако сегодняшнее положение дел говорит о том, что спорт так и не смог избавиться от политики. В 2008 году Китай использовал Олимпийские игры для демонстрации своей экономической мощи. А теперь они стали «игрушкой в противостоянии США и России». При этом конфронтация становится все более открытой, а международные спортивные организации утрачивают контроль над происходящим.
Скандал начался с того, что ФИФА предоставила России и Катару право проведения Чемпионата мира в 2018 и 2022 годах соответственно, напоминает издание. Позже по ходатайству американской прокуратуры в Швейцарии были арестованы функционеры этой футбольной организации. Президент Международной федерации футбола Йозеф Блаттер был вынужден уйти в отставку. В интервью СМИ он назвал себя «пешкой в большой политической игре за власть». Теперь же американская юстиция проводит расследование по факту допинговых нарушений во время зимних Олимпийских игр в Сочи.
В обоих случаях дело было открыто в прокуратуре Восточного округа Нью-Йорка, отмечает Симеони. И в обоих случаях об этом сообщила New York Times. К тому же на месте задержания функционеров ФИФА в Цюрихе в 6 часов утра находился корреспондент этого американского издания, подчеркивает журналист. При этом бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, который был организатором систематического применения допинга, а сейчас выступает в качестве информатора, сделал свои заявления не во время расследования Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), а позже – в интервью New York Times. «Совпадение ли это?», - задает автор риторический вопрос.
Однако самое важное событие произошло во время Олимпийских игр в Сочи, продолжает Frankfurter Allgemeine. Впервые за долгое время на открытие Олимпиады не было президента США, а также первой леди и вице-президента. Таким образом американское правительство выразило протест против принятого в России закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Обама тогда заявил, что «с неодобрением относится к тем странам, которые практикуют запугивание и притеснение геев, лесбиянок и транссексуалов».
Возможно, такая провокация и вызывала у российского президента раздражение, но в тот момент все его мысли были определенно сосредоточены на другом, пишет Симеони. «Как стало известно в прошлом году, в ночь перед торжественной церемонией закрытия Олимпиады 23 февраля 2014 года он отдал приказ о проведении секретной операции по аннексии Крыма», - утверждает автор. Несколькими часами позже ничего не подозревающий президент МОК Томас Бах выступил с поздравительной речью, заявив, что «люди увидели лицо новой России, эффективной и дружелюбной, патриотичной и открытой миру». В действительности же Путин не только нарушил олимпийское перемирие, но и использовал соревнования для прикрытия агрессии против Украины, считает издание. К тому же, если обвинения Родченкова окажутся правдой, он еще и скрывал существование государственной программы допинга.
Впрочем, вместо того чтобы постоянно обвинять Россию, США стоит обратить внимание на своих атлетов, считает Симеони. Взять, например, самого известного американского спортсмена, которого поймали на допинге – семикратного победителя «Тур де Франс» Лэнса Армстронга. Агрессивная по отношению к иностранцам юстиция США оказалась в этой ситуации абсолютно беззубой. Два года прокуратура Лос-Анджелеса вела расследование по этому делу, но спустя некоторое время при загадочных обстоятельствах его прекратила.
Родченков же нашел себе работу на своей новой родине в США, продолжает издание. Химик, который сам себя называл организатором систематического применения допинга в России, стал сотрудником фирмы Redwood Toxicology в Санта-Розе. Эта компания проводит допинговые тесты на частной основе. Она консультирует и сопровождает профессиональных спортсменов, чтобы их не поймали на приеме запрещенных веществ. На Востоке – это государственные организации, на Западе – коммерческие, поясняет издание.
Получается, что структурно сети по распространению допинга во всем мире одинаковые. Вне территориальных и идеологических различий нарушители очень похожи друг на друга. И только этажом выше начинается пропагандистская война. То есть там, где не просто предают ценности спорта, а надсмехаются над ними, заключает Симеони.
Фото: Reuters