40% рабочего населения России заняты в теневой экономике – и в условиях кризиса власти пытаются понять, как заставить ее легализоваться, сообщает Bloomberg. С одной стороны, она может стать колоссальным источником новых налогов, но сейчас она дает возможность «прокормить себя самим» тем, кому не приходится рассчитывать на выплаты из обескровленного государственного бюджета.
В России «пропало» 40% экономически активного населения – около 30 миллионов человек, которые зарабатывают себе на жизнь неофициально, наличными, невидимые для статистики и налоговиков. Как сообщает Bloomberg, в высших властных кругах теперь размышляют над тем, как вывести эту часть экономики страны из тени.
Владимир Путин принял участие в заседании по экономической политике с «серьезным людьми в очках», где заявил, что в «подполье» люди уходят из-за полицейских, прокуратуры и налогов, и попросил экспертов найти способ дать бизнесу мотивацию для легализации.
Масштаб неучтенной экономики ставит перед российским лидером дилемму, отмечает экономическое издание. С одной стороны, миллионы неучтенных работников могут послужить источником доходов для нуждающегося в деньгах правительства, однако именно деятельность «на задворках» стала «отдушиной» в условиях, когда из-за экономического кризиса финансово обескровленные власти «все больше вынуждены оставлять народ с тем, чтобы он сам о себе позаботился».
Цифра теневого рабочего рынка в 30 миллионов человек неофициальная, однако, по мнению исследователей, она остается устойчивой уже пятнадцать лет. Именно поэтому демонтаж этой «гаражной экономики» немыслим. По мнению губернатора Владимирской области Светланы Орловой, которая присутствовала на встрече с Путиным, такие шаги вызовут «целую революцию».
36-летний Александр, который оставил военную карьеру и переехал в Подмосковье с Дальнего Востока, занимается укладкой плитки – и для него привлекательность работы в тени очевидна, пишет Bloomberg. Проработав пять лет на заводе с зарплатой в 30 тысяч рублей, он понял, что подработка на стороне приносит ему больше дохода. У него и его напарника – также бывшего военного, который занимается ремонтом сантехники, — нестабильный заработок, но он составляет от 80 до 150 тысяч рублей.
Александр работает без рекламы и клиенты находят его по совету знакомых – и все же, по его словам, заказы у него расписаны на три месяца вперед. Он не считает привлекательной систему, от которой так мало отдачи: «К черту [пенсии]. Моя жена работает в школе, и у нее пенсия будет две копейки».
Между тем, по мнению официального бизнес-омбудсмена Бориса Титова, одна только легализация теневого рабочего рынка увеличит ВВП на один процент. Он утверждает, что в неофициальную экономику теперь входят не только продажи, но и небольшие производства, в результате чего она превращается в «экономику простых вещей». Титов уверен, что такой бизнес выйдет из тени, если правительство обеспечит ему меньше проверок и разработает патентную систему для самозанятых.
Осенью правительство намерено принять закон, по которому ряд категорий самозанятых освобождается от всех налогов, за исключением лишь социальных выплат. «Мы понимаем, что только налоговая служба выведет их из тени. Сейчас все автоматизируется, финансовая дисциплина растет. Думаю, через пару лет уходить от налогов будет очень сложно», — считает первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Есть также идея снизить налог с заработной платы, который платят работодатели. В сочетании с повышением НДС власти, возможно, сумеют собрать 30% от той зарплаты, которая сегодня платится в конвертах и которая, по оценке Минфина, ежегодно обходится бюджету в 2 триллиона рублей недополученных налогов. Меры по борьбе с серыми зарплатами обсуждались и во время заседания Минфина во вторник, отмечает деловое издание.
Создав правильные условия, Россия могла бы способствовать возрождению среднего и малого бизнеса, который Путин считает основой экономики, поясняет Bloomberg. Сейчас в подобных компаниях занята пятая часть работающего населения, в то время как правительство намерено увеличить эту долю до половины. Одно только снижение бюрократических препон «творит чудеса»: так, Всемирный банк приводил данные исследования, по которому сокращение количества проверок в регионах привело к росту продаж малого бизнеса на 12%.
«Важно дать людям свободу, если больше ничего ты для них сделать не можешь. Это большая удача, что есть такие люди, которые находят работу в кризисный период и не претендуют на выплаты из бюджета», — приводит издание мнение бывшего председателя Центробанка России Сергея Дубинина.
Фото: Reuters