Чиновник США: «Северный поток – 2» обречет Европу еще на полвека зависимости
Соединенные Штаты спасли Литву от стопроцентной газовой зависимости от России, заявил спецпредставитель Госдепа по энергетике Амос Хохштайн. США поставляют в Литву сжиженный газ, и это помогло Вильнюсу снизить закупочную цену на топливо от «Газпрома» на 20-30 процентов, рассказал американский чиновник в интервью EurActiv Slovakia.
При этом он отметил, что полностью «освободиться от российского газа» у европейских стран не получится, да это им и не нужно. «В российском газе нет ничего плохого», – уверен Хохштайн, только она не должна пытаться вмешиваться в игру и должна сама играть по правилам. У России огромные запасы голубого топлива, и у Европы нет никаких причин лишать себя доступа к нему. Однако при этом и цена на газ должна быть конкурентная. Именно над этим, признался Хохштайн, он и работает.
Кроме того, американский чиновник отмечает, что обычно компании стараются не строить новых трубопроводов, потому что они стоят очень дорого. Но Россия все же пошла на строительство «Северного потока – 2», по сути, для тех же клиентов, потому что контролировать украинскую ветку ей больше не под силу. К тому же этот проект наносит огромный вред экономике Украины: «Вы забираете два миллиарда долларов дохода у шаткой экономики Украины в тот момент, когда мировое сообщество пытается ее поддержать. Как от этого оправиться? Ответ прост – никак. Экономика рухнет». Словакия же, по прогнозам Хохштайна, может недополучить около миллиарда долларов в год.
Но дело не только в Украине и Словакии. «Северный поток – 2» и «Южный поток» обрекут Восточную и Центральную Европу еще на 30-50 лет зависимости от одного поставщика – России. И строительство трубопроводов в Западную Европу делу не поможет, строить нужно инфраструктуру, которая приведет в регион других поставщиков: например, для Германии – Норвегию, а для Италии – сжиженный газ из Испании.
«Северный поток – 2» вернет в Европу линию раздела, которая была во времена холодной войны, только теперь она будет не военная, а экономическая. И потому, уверяет американский чиновник, Европа должна на это отреагировать.
Фото: Reuters