Эксперт: Москва махнула рукой на перезагрузку и ударилась в геополитику
Материал представлен в пересказе ИноТВ
В последнее время в Вашингтоне много говорят о России, только вот политику новой администрации в отношении Москвы интерпретировать до сих пор сложно, пишет обозреватель The Huffington Post и директор Института Кеннана при Международном научном центре имени Вудро Вильсона Мэтью Рожански.
И пока большинство американских политиков и журналистов сосредоточены на расследовании «вмешательства» России в президентские выборы, Москва не сидит на месте, а активно действует. В то время как все взгляды направлены на президента США Дональда Трампа, Россия занимается продвижением своих внешнеполитических интересов во всех направлениях — в особенности на Ближнем Востоке.
Как отмечает автор статьи, то, что когда-то смело именовалось «дружбой между Путиным и Трампом», теперь кажется вещью весьма отдалённой, и о «продуктивном перезапуске двусторонних российско-американских отношений» говорить не приходится.
России до сих пор неясно, какую же политику Вашингтон примет в её отношении. Особенно когда президент Трамп, сам неоднократно высказывавшийся за улучшение связей с Москвой, окружает себя антироссийски настроенными помощниками и советниками, а представители и демократов, и республиканцев в конгрессе то и дело бросают воинственные высказывания в адрес Кремля.
Учитывая всё это, российские политики и эксперты склонны полагать, что в лучшем случае администрация Трампа будет «стеснена» в воплощении в жизнь своей политики в отношении России, а в худшем — Белому дому придётся согласиться с воинственно настроенным большинством в Вашингтоне.
Поэтому, отчаявшись дождаться каких-либо «позитивных инициатив» от США, Россия решила укреплять собственные геополитические позиции, особенно в «регионах, где Москва и Вашингтон традиционно соревновались за влияние». Кремль, разумеется, будет и дальше продолжать давить на своих непосредственных соседей, в частности на Украину, а также может попытаться «устроить благоприятный исход на грядущих выборах во Франции и Германии». Ну а Ближний Восток и вовсе выглядит «открытым полем для внешнеполитических амбиций России», подчёркивает Рожански.
Благодаря военному вмешательству Москвы в Сирии, которое на сегодня длится уже 18 месяцев, президент страны Башар Асад смог вернуть себе контроль над Алеппо, а также той частью страны, где проживает большая часть населения. И Россия здесь превратилась в мощного и влиятельного игрока, без которого любые попытки урегулировать конфликт дипломатически обречены на провал.
Отметив достаточно безучастное поведение Запада в условиях гражданской войны в Ливии, Москва поддержала маршала Хафтара Халифу, бывшего сторонника Муаммара Каддафи. При новой власти, которую поддерживает ООН, Халифа представляет оппозицию, и с поддержкой России его силы, которые базируются на востоке Ливии, могут захватить всю страну. И тогда Москва получит всю геополитическую выгоду от прокола Вашингтона, который не смог предложить Ливии порядок без Каддафи, что теперь уже бывший президент США Барак Обама назвал своей «самой большой ошибкой».
Кроме того, российское влияние активно растёт в Египте. Недавно Москва заключила с Каиром договор на строительство атомной электростанции на египетской территории. Также Кремль активно продаёт своё оружие Египту — на сегодня одному из самых крупных рынков сбыта, который продолжает получать материальную помощь от США. Конечно, Каир вряд ли будет портить свои отношения с Вашингтоном, но и от сближения с Москвой он отказываться не станет, уверен аналитик.
Наверное, «самыми важными» моментами в регионе будут отношения Кремля с двумя неарабскими странами — Турцией и Израилем, давними союзниками США. Несмотря на уничтожение российского военного самолёта турецкими ВВС, а также убийство посла РФ Андрея Карлова, кажется, президенты Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган поддерживают весьма близкие отношения. Москва даже включила Анкару, в отличие от Вашингтона, в переговоры по Сирии, а также очень осторожно обходит болезненный для турок вопрос курдов.
Отношения России с Израилем, хотя и усложняются палестинским конфликтом и связями Москвы с Тегераном, остаются на весьма хорошем уровне. Как сообщается, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который только недавно приезжал в Москву, регулярно общается с российским лидером по телефону. Близкие отношения с Кремлём Тель-Авив рассматривает как условие, которое поможет не допустить дальнейшие активные продажи современных российских вооружений иранцам. Ну а для России Израиль — источник инвестиций и технологий, к которым доступ из-за санкций ограничен.
Таким образом, пока американцы «копаются» в своих расследованиях, Россия оставила надежды на перезагрузку и занимается усилением своих позиций на международной арене. Неспособность Вашингтона развить действенную политику по сдерживанию Кремля, в особенности на Ближнем Востоке, может иметь свои последствия. От Триполи до Тегерана влияние Москвы растёт, так что впервые за последние полвека США, возможно, придётся «играть вторую скрипку» в регионе.
Фото: Reuters
Ссылки по теме
-
La Stampa: Путин с удовольствием следит за «ковбойскими драками» в американской политике
-
WT: в конгрессе посетовали на трудности расследования «русских кибератак»
-
Asia Times: американские СМИ «желтеют» и толкают Вашингтон к конфликту с Москвой
-
WP: отношения с Россией будут зависеть от решения Трампа по «поддержке демократии»