HBL: Норвегия и Финляндия бьют тревогу — Россия отправляет на север плавучую АЭС
В следующем году российскую плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов» отбуксируют из Финского залива в город Певек в Северо-Восточной России. Из-за потенциальной опасности, которую может представлять судно, в Финляндии, а особенно в Норвегии, начали бить тревогу, пишет Hufvudstadsbladet.
По плану плавучая АЭС «Академик Ломоносов» должна за три недели пройти 2300 морских миль. Судно выйдет из Санкт-Петербурга и, миновав датские проливы, возьмёт курс на север, вдоль норвежского побережья. Однако норвежское правительство обрушилось с критикой на такое мероприятие.
«К этому судну на данный момент накопилось немало серьёзных и беспокоящих нас вопросов, — заявил глава МИД Норвегии Бёрге Бренде. — Мы ожидаем от России, что она адекватно оценит риски и обратит внимание на неспокойные погодные условия у берегов Норвегии, а также поделится с нами информацией».
На данный момент электростанция пришвартована в Санкт-Петербурге, где «Росатом» в ближайшем времени планирует загрузить в реактор ядерное топливо для проведения испытаний. По этой причине во время транспортировки на борту будет находиться отработанное топливо, что делает рейс более рискованным, отмечает газета.
Когда в прошлом месяце министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни встречался со своим норвежским коллегой, они обсудили в том числе «Академика Ломоносова».
«Мы действительно обсуждали эту тему, — заявил Сойни. — Позиция Финляндии по этому вопросу такова, что мы с огромным вниманием следим за вопросами, которые связаны с ядерной безопасностью и морским правом».
Сойни также отметил, что, хотя он не из тех, кто имеет обыкновение сильно беспокоиться, он считает себя реалистом и понимает тревогу своего норвежского коллеги, в том числе из-за того, что на данный момент неизвестно, что именно будет на борту судна.
Плавучая АЭС будет всё время находиться в международных водах, пишет Hufvudstadsbladet. Это означает, что государства, вдоль берегов которых проплывёт энергоустановка, не имеют юридических прав останавливать транспорт.
Шведское отделение Greenpeace также выступило против транспортировки АЭС, посчитав, что в случае происшествия во время погрузки или буксировки может произойти утечка радиоактивных материалов, сообщает издание.
К тому же плавучая энергоустановка куда менее поворотлива, чем грузовой корабль, замечает газета. Более того, в Норвегии, ссылаясь на данные российской стороны, заявили, что транспортировка станет рискованной при скорости ветра более 15 м/с. Поэтому порты на пути следования АЭС должны быть готовы принять судно при опасных погодных условиях.
Тем не менее старший инспектор Центра радиоактивной безопасности Финляндии Антти Даавиттила заявил, что «Академик Ломоносов» относительно мал по сравнению со стационарными АЭС.
«Мощность реактора приблизительно равна 15 процентам мощности АЭС «Олкилуото-2». По производительности его можно сравнить скорее с реакторами на атомных ледоколах. Различие в том, что на ледоколах есть лишь один реактор, в то время как на «Академике Ломоносове» их два», — отметил Даавиттила.
По его мнению, риск катастрофы в Финском заливе относительно невелик. Кроме того, в случае если на борту, к примеру, начнётся пожар, Финляндии даже не придётся эвакуировать южное побережье страны.