BBC выяснила, как ампутация помогает британским паралимпийцам брать медали и без допинга
Юристы Международного паралимпийского комитета (МПК) пытаются выяснить, действительно ли некоторые спортсмены намеренно преувеличивали тяжесть своих заболеваний, чтобы повысить шансы на победу, сообщает BBC.
Ради медалей спортсмены туго бинтовали себе руки, принимали холодный душ и даже хирургическим образом укорачивали себе конечности. Кроме того, мошенничество становится возможным также благодаря несовершенной системе классификации спортсменов. Тем не менее некоторым спортсменам такая ситуация пришлась не по душе.
Британская лёгкоатлетка Бетани Вудворд вернула одну из медалей, которую она выиграла четыре года назад, из-за того, что один из членов её команды «давал им нечестное преимущество».
«Я была убита горем. Я чувствую, что мы не заслужили ту медаль. Мне больше она не нужна, и я могу уйти с чистой совестью. Дело не в мировых рекордах и золотых медалях, а в том, что люди с ограниченными возможностями преодолевают себя», — заявила спортсменка. По её мнению, лишь вернув медаль, она будет знать, что честно заработала все свои награды.
Лиз Мактернан, которая соревнуется на Паралимпийских играх в триатлоне и велоспорте, заявила по этому поводу следующее: «Есть люди, которых волнуют только гранты Национального паралимпийского комитета и золотые медали на шее».
«Если бы я получила золотую медаль благодаря мошенничеству или тому, что я человек с самой лёгкой формой инвалидности в категории, я бы чувствовала, что участие на соревнованиях того не стоит. Это сродни допингу», — продолжила спортсменка.
С ней согласен Джон Смит, выступающий на гонках на инвалидных колясках. «Чтобы стать мошенником, можно и не принимать допинг. Если ты знаешь, что попал не в свой класс и соревнуешься с людьми, у которых против тебя нет шансов, ты с тем же успехом можешь быть на препаратах», — отметил он.
По словам Смита, когда он только начинал участвовать в соревнованиях, кто-то ему сказал, что спорт больше похож на бизнес. «Ты всего лишь ломоть мяса с номерком на спине, и, если ты не справляешься, ты вылетаешь. Такова неприятная и жестокая правда», — с грустью констатирует спортсмен.
Участников Паралимпийских игр распределяют по разным классам исходя из тяжести их заболевания, что должно обеспечить честность соревнований. Ответственность за деление на группы несёт МПК.
Что касается, например, параспортивного плавания, МПК предупреждал, что намеренное введение в заблуждение по поводу состояния здоровья, благодаря которому некоторые спортсмены могут оказаться в более благоприятном для себя классе, ставит под угрозу доверие людей к спорту.
Однако доказать, что спортсмен намеренно вводит комитет в заблуждение по поводу состояния своего здоровья, крайне сложно: в недавнем докладе МПК, в котором было проанализировано 80 дел, сказано, что не было найдено никаких серьёзных улик, подтверждающих такое мошенничество.
Однако после того как эта тема всплыла, когда закончились Паралимпийские игры 2016 года, оказалось, что существует «общий консенсус» по поводу того, что систему классификации легкоатлетов «обойти можно».
Глава медицинского и научного отдела МКП Питер ван де Влит рассказал BBC, что он каждый день получает письма, в которых говорится о мнимой инвалидности некоторых спортсменов. По его словам, он не может контролировать, как «страны стараются набирать спортсменов с учётом их шансов получить медаль и финансовую поддержку». Тем не менее ван де Влит заявил, что МКП тщательно проверяет спортсменов с целью предотвратить мошенничество, добавив, что на данный момент комитет расследует совсем немного дел.
Чтобы выяснить, какие приёмы используют недобросовестные спортсмены, BBC опросила бывших и действующих классификаторов по всему миру. По их словам, пловцов, страдающих церебральным параличом, помещают в холодную среду в купальниках, чтобы ухудшить их мышечный тонус. Некоторые спортсмены приезжают на комиссию на инвалидных колясках, хотя в обычной жизни они ими не пользуются.
Пловцы-ампутанты же имеют возможность воспользоваться другой тактикой: отрезать себе часть конечности, чтобы получить более серьёзный диагноз. Таким образом спортсмены «продвигаются по карьерной лестнице».
По словам главного тренера британской паралимпийской сборной в 2012 году Питера Эрикссона, классификаторы «делают всё, что могут», однако он считает, что этим делом должны заниматься независимые организации вроде Всемирного антидопингового агентства.
«Намеренное введение в заблуждение по поводу состояния здоровья должно караться так же, как и употребление допинга, но для штрафных санкций должны быть крайне веские основания, — отметил он. — Но я думаю, что независимая организация снизит количество случаев сомнительного распределения».