Times: в последней статье Хокинг отказался от гипотезы о «безграничности» Вселенной
Одна из самых знаменитых и интересных идей физика Стивена Хокинга заключалась в том, что у Вселенной нет пределов, а у времени — начала, пишет корреспондент The Times Оливер Муди. Однако, как выяснилось, в одной из своих последних работ, написанных незадолго до смерти, известный учёный Кембриджского университета отказался от своей гипотезы.
Предположение о Вселенной «без границ» Хокинг, скончавшийся в марте 2018 года в возрасте 76 лет, выдвинул ещё в 80-е совместно с американским физиком Джеймсом Хартлом. Учёные предположили, что у замыкающегося в себе времени нет начала, сравнив это с путешествием на Южный полюс — когда человек оказывается на Южном полюсе, само понятие юга теряет всякий смысл. Однако эта теория допускала существование бесконечного количества различных вселенных, в каждой из которых действуют свои законы. Но тогда невозможно объяснить, почему в нашей собственной Вселенной действуют именно такие законы. Это не давало покоя известному физику.
Последняя статья Хокинга, написанная вместе с профессором Томасом Эртогом из Левенского католического университета в Бельгии, обещает «существенное отклонение» от выдвинутой гипотезы. По словам бельгийского учёного, который часто ездил в Кембридж, чтобы поработать вместе с Хокингом, в своих научных исканиях британский физик, по сути, сделал полный круг и под конец жизни вернулся к тому, с чего начинал в молодости.
В новой работе Хокинг и Эртог, в конечном счёте, приходят к выводу, что границы всё-таки есть. «Идея о «безграничности» снова отметается. В какой-то момент времени 13,8 миллиарда лет назад (когда случился Большой взрыв. — ИноТВ) у нас были границы, за пределами которых наше традиционное понятие о времени переставало иметь смысл и мы оставались в своего рода безвременном состоянии. За ними нет ничего. Ни космоса. Ни времени. Абсолютное ничто», — отметил Эртог.
По словам учившейся у Хокинга Марики Тэйлор, которая сегодня преподаёт физику в Саутгемптонском университете, теория о «безграничности» была красива, но не лишена недостатков. И то, к чему в итоге пришёл британский физик со своим бельгийским коллегой, является «логичной эволюцией» ранних работ Хокинга и затрагивает вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа. При этом последняя работа Хокинга вышла «слишком абстрактной», чтобы стать настоящим прорывом.