Guardian: с уходом Меркель ЕС лишится лидера в момент серьёзных испытаний
Как напоминает The Guardian, когда Ангела Меркель впервые заняла пост канцлера Германии в 2005 году, в Белом доме находился Джордж Буш -младший, британским премьер-министром был Тони Блэр, а в Елисейском дворце заседал Жак Ширак. Сегодняшнее объявление лидера Германии о том, что её четвёртый срок на посту станет последним, «знаменует собой конец эпохи её доминирования в немецкой и европейской политике», пишет издание.
Как отмечает газета, «Меркель была символом устойчивости и постоянства», и уход «фактического лидера ЕС» в 2021 году придётся на момент, когда «политическая стабильность и консенсус внутри континента находятся в наибольшей опасности со времён окончания Второй мировой войны».
Как напоминает автор публикации, решение не переизбираться на пост канцлера было принято Меркель после череды неудачных результатов на выборах, начиная с прошлого года, когда партия ХДС получила худший результат на выборах в бундестаг с 1949 года. За этим последовало резкое падение результатов партии на региональных выборах в Баварии и федеральной земле Гессен, что способствовало дальнейшему ослаблению позиций канцлера.
После нескольких месяцев тяжёлых переговоров консервативная партия Меркель вынуждена была снова вступить в «слабую и непопулярную» коалицию со своим левоцентристским противником СДПГ, что, в свою очередь, заставило избирателей отвернуться от традиционных парламентских партий. Удерживаемому вместе скорее страхом альтернативы, чем политическими амбициями, правящему альянсу «не хватает ясных и смелых идей и решимости внедрить их», полагает издание. Всё это создаёт растущий «непозволительный» вакуум в области лидерства, против которого и выступили избиратели.
Несмотря на то, что решение Меркель нельзя назвать непредсказуемым, «потеря канцлера, чья осторожная смесь принципиальности и прагматизма» провела страну через финансовых крах 2008 года и последовавший за ним кризис еврозоны, «арабскую весну», российскую агрессию на Украине и миграционный кризис в Европе, оставит брешь, которую придётся заполнять», — замечает газета.
Несмотря на то, что «смелому решению» Меркель об открытии германских границ для миллиона беженцев с Ближнего Востоке аплодируют за его гуманность, многие видят в нём истоки её ускоренного ухода, снижения её авторитета, раскола в её партии, стране и среди европейских партнёров, а также роста поддержки антииммигрантских партий.
Хотя предполагается, что Меркель останется на посту канцлера до 2021 года, существует вероятность, что политическая обстановка заставит её покинуть кресло раньше этого срока. Как напоминает газета, двое из её предшественников на посту главы партии ХДС, Конрад Аденауэр и Гельмут Коль не смогли обеспечить спокойной передачи власти преемнику.
«Слабость канцлера у себя дома может ограничить её способность стоять во главе — или, по крайней мере обеспечивать, стабильность — Евросоюза в период, когда блок имеет дело с брекситом, бюджетным кризисом в Италии и перспективой больших побед популистских партий на выборах в Европейский парламент в мае будущего года», — замечает издание.
Это «плохая новость» для президента Франции Эммануэля Макрона, чьи масштабные идеи о реформировании еврозоны «кажутся как никогда далёкими от воплощения», однако она вряд ли изменит отношения канцлера к Евросоюзу или брекситу, полагает автор публикации.
Как отмечает The Guardian, высокопоставленные лица в Великобритании давно надеялись, что ближе концу переговоров по брекситу вмешательство Меркель поможет гарантировать Терезе Мэй условия сделки, которые одобрил бы парламент. По словам издания, такой сценарий никогда не казался особенно вероятным, однако теперь, когда лидерство канцлера Германии ограничено временем, способность Меркель повлиять на исход переговоров существенно ослабла. Кроме того, как отмечают европейские дипломаты, в преддверии выборов в Европарламент ни Меркель, ни Макрон не могут позволить себе протянуть «руку помощи» Соединённому Королевству в переговорах с ЕС, поскольку задача «влиятельного франко-германского альянса» должна состоять в поддержании «твёрдой и принципиальной» позиции, ясно рисующей «выгоды членства в ЕС и серьёзные риски для экономики тех, кто его покидает».