Le Monde Оригинал

Французский политолог: возвращение к традиционной дипломатии не поможет Байдену уговорить Иран и Северную Корею отказаться от ядерных программ

Хотя иранский и северокорейский вопрос не входят в число внешнеполитических приоритетов избранного президента США Джо Байдена, в скором времени ему придётся представить общественности свою стратегию по отношению к ним, пишет на страницах Le Monde историк и политолог Бенжамен Откувертюр. Как подчёркивает эксперт, возвращения к традиционной последовательной дипломатии при демократах вряд ли будет достаточно, чтобы заставить обе страны отказаться от ядерных программ.
Французский политолог: возвращение к традиционной дипломатии не поможет Байдену уговорить Иран и Северную Корею отказаться от ядерных программ

Судя по документам, публикуемым начиная с ноября избранным президентом США, Иран и Северная Корея не входят в список внешнеполитических приоритетов будущей администрации демократов, однако нет сомнений, что эти вопросы, объединённые ядерной темой и потенциально взрывоопасные, будут включены в повестку дня уже в январе, пишет на страницах Le Monde историк и политолог Бенжамен Откувертюр. Основная причина в том, что в ближайшие недели и месяцы  от администрации демократов потребуют ответов о поведении Тегерана и Пхеньяна, поясняет автор.

В случае Ирана обострение напряжённости в 2020 году отражает реальную картину режима, с августа 2018 года существующего под давлением возвращения санкций США, — согласно данным МВФ, в этом году в стране ожидаются экономический спад на уровне около 6% и инфляция 26%.

Несоблюдение Ираном с мая 2019 года своих обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий до сих пор вписывается в рамки политического диалога, считает политолог. На его взгляд, недавние намерения Ирана установить в центре по обогащению урана в Натанзе усовершенствованные центрифуги, запрещённые соглашением 2015 года, свидетельствуют о том, что Тегеран спешит возобновить переговоры с США.

В Северной Корее военный парад 10 октября по случаю 75-й годовщины основания Трудовой партии Кореи стал поводом для демонстрации самого широкого ассортимента новой военной техники, когда-либо представленной на подобном мероприятии, замечает специалист. Потребность в испытаниях новых вооружений, вероятно, вскоре приведёт к реальному прекращению моратория на испытания ракет большой дальности, подписанного Ким Чен Ыном на саммите с Дональдом Трампом в Сингапуре в июне 2018 года.

Хотя в теории у нового американского президента есть масса вариантов действий, на деле их всего несколько. Как напоминает автор, в период вице-президентства Байден был одним из мастеров политики «стратегического выжидания», которую администрация Обамы применяла к Северной Корее и адаптировала к Ирану с 2012-го по 2016 год. Переворот в этой политике, устроенный администрацией Трампа, не позволяет правильно оценить ценность подхода демократов, однако прогресс, достигнутый с тех пор Ираном и Северной Кореей в осуществлении своих программ, говорит о том, что восстановление «стратегического выжидания» сегодня было бы нецелесообразным, отмечает эксперт.

Как подчёркивает политолог, в конце января 2021 года администрация Байдена вернётся к традиционной планомерной дипломатии, и эти формальные изменения будут способствовать ослаблению двусторонней и региональной напряжённости. Однако, по мнению автора, этого будет недостаточно. После громкого провала «рискованной или капризной» политики Дональда Трампа по отношению к Ирану и Северной Корее дальнейших шагов США будут ожидать как их союзники, так и противники, отмечает Откувертюр.

Основным вопросом, на который новый президент США должен будет ответить в первые месяцы своего пребывания в должности, будет вопрос о его стратегической цели. Будет ли это денуклиаризация северокорейской политики безопасности? Или отказ Ирана от программы обогащения урана? Ограничение программ двух стран в области баллистических ракет средней дальности? Борьба с множащимися «поползновениями» обоих режимов? Уточнение амбиций США позволит судить о том, какие средства будут задействованы в первый год правления новой администрации, считает автор.

При этом специфика споров с Ираном и Северной Кореей и дальше будет иллюстрировать сужение пространства для манёвра США в обоих случаях, прогнозирует политолог. Что касается Ирана, то предсказуемого ослабления экономического давления будет недостаточно для того, чтобы режим окончательно отказался от своей ядерной программы и приостановил свою баллистическую программу, уверен Откувертюр.

Двойственное  отношение к экономическому давлению и решительность в связи с ядерной программой — стратегический расчёт, сделанный иранской властью не менее 20 лет назад и не зависящий от политических изменений в Тегеране, поясняет эксперт. Позиция США является не единственной переменной этого уравнения, настаивает специалист. Что касается Северной Кореи, то США не смогли предотвратить превращение режима в ядерную державу. Не остаётся ничего иного, кроме как смириться с этим положением дел, ограничивая риск нападения с её стороны. Это может быть расширение возможностей сдерживания, возможное соглашение об ограничении систем и дальности ракет, внедрение и обслуживание стратегических систем обороны и театров военных действий.

Риск в области безопасности, связанный со стратегическим подъёмом Ирана и Северной Кореи, отчасти объясняется их исторически сложившимися отношениями с США, при этом обратное движение всегда возможно и, безусловно, желательно, замечает автор. «В ожидании чёткой формулировки новой стратегии Вашингтона будем иметь в виду, что ключ от неё держит в руках не одна только администрация США, какой бы «байденовской» она ни была», — заключает эксперт.

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
Le Monde Франция Европа
теги
геополитика Джо Байден дипломатия Дональд Трамп Иран Ким Чен Ын Северная Корея США ядерная программа

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров