Чем сердце успокоится

Короткая ссылка
Дмитрий Лекух
Дмитрий Лекух
писатель

На самом деле, конечно, в отличие от многих современных, прости господи, экспертов, генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс, будучи и сам мужчиной серьёзным, за которым стоят по-настоящему большие деньги, говорит о вещах действительно более чем серьёзных, причём не надуманных, а вполне практических и долговременных. Действительно, с ростом населения и экономики (и при исполнении этих условий это важно) миру и вправду понадобится куда больше энергии, причём уже не в отдалённой, а вполне себе в среднесрочной исторической перспективе.

Также по теме
«Заложники собственных санкций»: США исчерпали половину своих стратегических резервов нефти
Объём стратегических нефтяных резервов в США сократился до минимума с 1983 года, а сами запасы опустели наполовину. Власти страны...

Едва ли не в ближайшие десятилетия.

В частности, как прогнозируют аналитики самой ОПЕК, мировой спрос на энергию уже к 2045 году вырастет почти на четверть от своего нынешнего уровня (если быть совсем точным и въедливым, то на 23%, хотя в таком временном интервале разброс в 1—2% большого значения не имеет).

При этом даже без учёта политического вмешательства в глобальные рынки, что особенно хорошо понятно при рассмотрении экономической составляющей антироссийских рестрикций и, самое главное, их последствий для глобальной энергетики, — то есть даже в ситуации, которую можно иронически охарактеризовать в виде знаменитого «сферического коня в вакууме», — энергетическая отрасль выглядит в настоящее время едва ли не катастрофически недоинвестированной.

Более того, Хайсам аль-Гайс прямо заявил, что устойчивость глобальной энергетической системы в буквальном смысле этого слова просто «поставлена на карту». Из-за недостаточного объёма инвестиций не только в нефть, но и во все остальные виды энергии. И чем всё это закончится, на настоящий момент времени не знает примерно никто.

Что тут можно сказать.

Да, то, что называется по-настоящему «большая нефть», — это, безусловно, всегда игра вдолгую.

Чтобы согласиться с этим, не надо быть семи пядей во лбу. Достаточно поглядеть на нашу отечественную нефтянку, зачастую до сих пор во многом живущую за счёт доразведки месторождений, открытых ещё славными советскими геологами-романтиками второй половины прошлого столетия (надо ли говорить, что в славные «ревущие девяностые» заниматься геологоразведкой могли только уж совсем отчаянные энтузиасты, но рулили-то всё равно не они, а «эффективные менеджеры»).

Да, в последние годы, по крайней мере у нас, в Российской Федерации, ситуация с этим вопросом начала очень серьёзно улучшаться. Но о недостаточном инвестировании в этой сфере более или менее регулярно говорят даже те российские флагманы, у которых с этим, на первый взгляд, всё и так достаточно хорошо.

Если же просто в качестве наиболее наглядного примера посмотреть на американскую «сланцевую» добычу, то там, несмотря на вполне благоприятную ценовую конъюнктуру, история и вовсе печальная.

С инвестированием там просто беда.

Причём её никто даже и не пытается ни от кого скрывать.

Если же смотреть на ситуацию ещё более глобально, то, по словам генерального секретаря ОПЕК, нефтяная отрасль, которая, по оценкам World Oil Outlook, к тому же 2045 году будет обеспечивать примерно треть энергетического потребления в мире, для того чтобы решать эту задачу действительно системно на общемировом уровне, нуждается в инвестициях примерно на $12,1 трлн или порядка $500 млрд в год.

Подчёркиваем, это, что называется, в почти что идеальной среде.

При этом, цитируем господина Хайсама аль-Гайса, для достижения таких показателей властям различных государств потребуется организовать инициативы по обеспечению энергетической безопасности, доступа к недорогим ресурсам, а также глобального сокращения выбросов в соответствии с Парижским соглашением. Что даже и звучит в настоящий момент времени, согласитесь, несколько издевательски. Просто хотя бы потому, что и эти по-настоящему благие намерения также невозможно осуществить без новых финансовых вливаний в различные отрасли, включая ту же добычу нефти и газа. И это тоже как-то довольно глупо не понимать.

Также по теме
ОПЕК продолжает ждать роста мирового спроса на нефть в 2023 году на 2,3 млн баррелей в сутки
ОПЕК всё ещё ожидает роста мирового спроса на нефть в 2023 году на 2,3 млн баррелей в сутки, до 101,9 млн баррелей в сутки.

Вывод, собственно, прост: спасение утопающих, судя по всему, теперь возьмут в свои руки сами утопающие. То есть государства — производители энергии, такие как участники соглашений ОПЕК и ОПЕК+. В первую очередь замыкая на себя вопросы финансовые, начиная, как водится, с ценообразования. Напомним, что ещё в апреле Российская Федерация и Королевство Саудовская Аравия, а также ряд государств объявили о добровольном снижении добычи нефти.

И это, не исключено, будет не последним — формально согласованным ли, не согласованным ли — шагом в данном направлении со стороны участников ОПЕК+. Тут всё просто: «вымывая» таким образом с рынка многочисленных «рыночных и финансовых» посредников, производители стремятся увеличить собственные доходы, необходимые для реального инвестирования в отрасль, от разведки и до добычи.

А не в биржевые спекуляции, яхты тёлок и кокаин.

И вовсе не потому, что им жалко.

Просто для кого-то тёлки, яхты и порошок — это, возможно, и святое. Но добывающая отрасль не очень хорошо понимает, почему для реализации этой мечты отрасль надо недоинвестировать и тем самым убить. Подчёркиваем: это, судя по всему, только первые шаги в этом направлении. Какими будут дальнейшие шаги, пока не очень понятно: что бы кто ни говорил, но ОПЕК+ пока что именно «соглашение», а не вертикально интегрированный картель. Но то, что они, несомненно, будут и, не исключено, будут ещё более скоординированными и решительными, сомнений быть не должно.

Есть, правда, и другая альтернатива: сокращение потребления за счёт недопуска роста населения и сокращения экономики к тому самому 2045 году. Боюсь, именно за разворачиванием подобного рода сценария мы в настоящий момент чуть ли не в режиме реального времени наблюдаем в странах европейского субконтинента.

Что ж, вариант с «экономическим суицидом» пока что благополучной Европы исключать тоже нельзя.

Более того, это вполне в русле классической британской политологии, в которой понятие power («сила», «мощь» и — иронично, конечно, — та же «энергия». — Д.Л.) не абсолютно, а относительно: необязательно становиться чемпионом самому, можно и просто ослабить или, ещё лучше, уничтожить потенциального конкурента. Ну а на чём сердце в конце концов успокоится — на варианте ОПЕК или энергетической (да и в целом экономической, чего уж там) гибели части цивилизованного человечества для выживания другой его части — мы и будем в эти самые ближайшие десятилетия внимательным образом наблюдать.

Если, разумеется, всё не закончится раньше и жёстче.

И намного страшней.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить