Человек, который смеялся

Короткая ссылка
Кирилл Бенедиктов
Кирилл Бенедиктов
политолог, автор политической биографии Дональда Трампа «Чёрный лебедь»

«Берлускони ликвидирован» — так отреагировали администраторы одиозного украинского сайта «Миротворец» на смерть 86-летнего итальянского политика, скончавшегося в миланском госпитале от лейкемии. Но если для украинских пропагандистов пробивание морального дна уже давно стало привычным занятием, то злорадство респектабельных европейских СМИ выглядит несколько неожиданным.

Также по теме
Экс-премьер Италии Сильвио Берлускони умер на 87-м году жизни
Бывший премьер Италии Сильвио Берлускони скончался в возрасте 86 лет. Политик был госпитализирован в Милане. В апреле стало известно,...

«Сильвио Берлускони, может, и умер, но Трамп всё ещё здесь. Гнилое популистское наследие повсюду», — возвещает заголовок британской The Guardian. Как бы возражая англичанам, американский журнал Foreign Policy публикует статью «Скандальная жизнь и карьера Сильвио Берлускони», в которой утверждается: «Бывший итальянский лидер любил женщин топлес и Владимира Путина, но ненавидел, когда его сравнивали с Трампом».

«Друг Путина» — главная характеристика итальянского политического тяжеловеса в глазах западной прессы. Сильвио Берлускони действительно гордился дружбой с российским президентом и никогда от этой дружбы не отрекался. Сам Путин, одним из первых мировых лидеров выразивший соболезнования в связи со смертью экс-премьера Италии, подчеркнул, что Берлускони был «большим другом нашего народа и многое сделал для того, чтобы сложились деловые, дружеские отношения между Россией и европейскими странами». Те самые отношения, которые нынешняя европейская власть, выслуживаясь перед администрацией Байдена, последовательно и с энтузиазмом разрушает.

Главное отличие Берлускони от унылых, тусклых, безликих европейских политиков заключалось в том, что он был живым и умел смеяться. Он не боялся проявлять сильные эмоции, что в глазах европейской элиты, живущей под девизом «умеренность и аккуратность», выглядит непростительным грехом. В 2003 году в Страсбурге Берлускони обрушился на одного такого евродепутата (впоследствии ставшего председателем Европарламента), Мартина Шульца, чей тон показался ему чересчур безапелляционным: «Я знаю одного продюсера в Италии, который снимает фильм о нацистских концлагерях. Я буду рекомендовать вас на роль капо (заключённого, исполняющего роль старосты барака в концлагере. — К. Б.). Вы — идеальны!» Шульц что-то возмущённо забормотал, но ответить так же хлёстко, конечно, не сумел.

Немцев Берлускони вообще считал нацией, начисто лишённой чувства юмора. В 2008 году во время саммита в Триесте спрятался за колонной и выскочил перед ничего не подозревавшей Ангелой Меркель с криком «Ку-ку!». «Было смешно», — вспоминал впоследствии Берлускони, но смешно, по-видимому, было только ему, потому что Меркель выглядела скорее шокированной. Ещё бы: протокольное мероприятие, всё чинно и серьёзно — и тут вдруг из-за колонны выскакивает премьер-министр Италии… СМИ утверждали, что Берлускони вообще недолюбливал госпожу бундесканцлерин и в частных разговорах называл её «непристойной жирной задницей», хотя сам политик это категорически отрицал. «Мы с ней очень хорошо ладили», — утверждал он. На самом деле не слишком хорошо: в 2011 году Меркель и Саркози сплели целый заговор для смещения Берлускони с поста премьера (подробности можно найти в книге Алана Фридмана «Берлускони»), но осознание истинного отношения к нему со стороны Меркель пришло к Берлускони слишком поздно.

Берлускони искренне не понимал, почему его шутки могут восприниматься как что-то обидное или, хуже того, оскорбительное. «За 20 лет в политике я никогда никого не оскорблял», — заявил он в 2014 году в интервью CNN, и это, как ни странно, было правдой. Только вот на нынешнем до идиотизма толерантном и политкорректном Западе юмор загнан в слишком узкие рамки. Уж больно велики шансы ненароком задеть чьи-то чувства — то ли расовых, то ли сексуальных, то ли ещё каких меньшинств.

В 2009 году, вернувшись из официального визита в США, Берлускони начал своё выступление так: «Я привёз вам привет от человека… Это кое-кто молодой, привлекательный, с хорошим загаром — Барак Обама».

В Белом доме шутку пропустили мимо ушей, но в прессе поднялся страшный шум. Американские СМИ публиковали извинения от граждан Италии, которым «было стыдно» за своего премьер-министра. Солидные издания печатали целые статьи, посвящённые шутке Берлускони как частному случаю процветающего в Италии расизма — только представьте, в этой стране даже в культурной компании до сих пор можно услышать слово «негр»! «Во многих отношениях итальянское общество на несколько поколений отстаёт от остального Запада, когда речь заходит о расе», — делает вывод журнал Time.

А Берлускони продолжал шутить, выбешивая фарисеев и лицемеров. На рождественской вечеринке, устроенной им игрокам своего футбольного клуба «Монца», чьи успехи не слишком впечатляли, он произнёс ободряющую речь. «Мы нашли нового тренера, — сказал Берлускони, — хорошего, обаятельного, доброго и способного стимулировать наших ребят. Но я добавляю дополнительный стимул. Если вы обыграете одну из ведущих команд, я подгоню к вашей раздевалке автобус, полный шлюх».

Эти слова попали в СМИ и вызвали огромный скандал: экс-премьера обвиняли в неуважении к женщинам, в эксплуатации труда секс-работниц, в нарушении всех моральных устоев. 86-летний политик возражал: невероятно, что простая шутка в раздевалке может вызвать такие злобные комментарии. «Возможно, именно полное отсутствие юмора заставляет их так грустно и в то же время так беспричинно злобно нападать на тех, кого они считают врагами. Но сегодня Рождество. Так что с Рождеством и их», — написал он в Twitter.

В чём только не обвиняли Берлускони! И в связях с несовершеннолетними, и в организации секс-вечеринок «бунга-бунга» в подземельях его виллы в Аркоре под Миланом, участницы которых наряжались в «монашек, римских пап и бывшего президента США Барака Обаму». Разгоревшийся в 2010 году скандал с участием 17-летней марокканской танцовщицы Каримы эль-Маруг, известной под псевдонимом Руби Рубакуори, едва не разрушил политическую карьеру «тефлонового дона», как называли премьера недоброжелатели. Берлускони был вынужден подать в отставку и покинул резиденцию премьер-министра. В его чёрный лимузин бросали монеты и пробки от шампанского, в его адрес раздавались ругательства, его называли мафиози и вором. Правда, уже на следующий год он вернулся в большую политику: возглавил правоцентристскую коалицию, чуть было не получившую большинство в парламенте (не хватило 1% голосов). Стал евродепутатом, затем был избран сенатором. А совсем недавно, буквально за несколько месяцев до его смерти, суд официально снял с Берлускони обвинения в том, что он якобы платил свидетелям за ложь в деле о проституции несовершеннолетних. «Наконец-то оправдан после более чем 11 лет страданий, поливания грязью и неисчислимого политического ущерба», — написал он в Twitter.

Так что умер Берлускони (одно из прозвищ которого было Il Cavaleri, Рыцарь) непобеждённым и несломленным. А ещё — единственным, пожалуй, европейским политиком, жутко раздражавшим западный истеблишмент своей независимой позицией в российско-украинском конфликте. Когда новый премьер Италии Джорджа Мелони, его партнёр по правоконсервативной коалиции, начавшая свою карьеру министром по делам молодёжи в четвёртом правительстве Берлускони, встретилась в Брюсселе в кулуарах саммита ЕС с украинским президентом Зеленским, Il Cavaleri во всеуслышание заявил, что никогда не стал бы встречаться с таким человеком. Это он — единственный виновник происходящего. Если бы Зеленский прекратил нападать на республики Донбасса, никакой войны бы не было. «Поэтому я очень, очень негативно оцениваю поведение этого господина», — подчеркнул Берлускони.

Да, Берлускони никогда не боялся отстаивать свою позицию, даже если она шла вразрез с мейнстримом. Для Вашингтона и Брюсселя он был чужим, слишком непокорным и самостоятельным. И хотя в последние годы его влияние на итальянскую политику значительно уменьшилось, всё же само по себе присутствие в ней такой крупной фигуры, выступающей против демонизации России, удерживало Рим от вступления в лагерь однозначно антироссийских сил.

И возможно, лучшей эпитафией этому последнему из великих политиков Запада была бы фраза из замечательного фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить