Блинкен по-пекински
о визите госсекретаря США в Китай
Госсекретарь США Энтони Блинкен всё-таки посетил с визитом Китай, хотя и с опозданием на три с половиной месяца.
В начале февраля, когда глава американской дипломатии уже мысленно представлял себе, как он сходит с трапа самолёта в аэропорту Пекина и приступает к выполнению важной миссии выстраивания отношений соперничества-сотрудничества со страной, провозглашённой в Вашингтоне главным стратегическим вызовом, в Америку каким-то боком прилетел китайский аэростат.
В итоге он был доблестно сбит американской ракетой, а китайцев обвинили в том, что они запустили шар-шпион. Тут же открылись старые раны американо-китайских отношений, вылезли наружу прежние страхи и фобии. В общем, Блинкен в Китай так и не улетел. Всем с головой хватило полёта аэростата.
За время, прошедшее после отмены той февральской поездки, тяжелобольным американо-китайским отношениям стало совсем плохо. Можно сказать, что в определённый момент отношения двух ведущих мировых держав пошли вразнос, причём во всех областях — в политике, дипломатии, военной сфере, — уже не ограничиваясь привычным переругиванием официальных лиц.
Пекин объявил персоной нон-грата консула Канады в Шанхае в ответ на высылку дипломата генконсульства КНР в Торонто, закрыл китайский рынок для продукции американской компании Micron Technology — одного из крупнейших в мире производителей микропроцессоров, которая не прошла проверку на кибербезопасность, и продолжал показывать Вашингтону зубы не раз и не два. Так, уже в июне Пентагон обвинил китайских военных в «опасных перехватах» самолётов и кораблей США.
В военном ведомстве США заявили, что «опасные и непрофессиональные действия» Народно-освободительной армии Китая создают риск непреднамеренных инцидентов и военного столкновения. В Пекине ответили, что действия НОАК были ответственными и высокопрофессиональными, дав понять, что впредь так будет и дальше — пусть привыкают в Вашингтоне.
Добавьте к этому, что в ходе конференции по безопасности «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре новый министр обороны Китая Ли Шаньфу, находящийся под американскими санкциями, демонстративно отказался общаться с министром обороны США Ллойдом Остином, несмотря на настойчивые просьбы американской стороны. В своём выступлении на форуме глава китайского оборонного ведомства обрушился на Вашингтон, назвав его действия первопричиной эскалации и дестабилизации в отношениях с Китаем и со всем огромным Индо-Тихоокеанским регионом. На конференции в Сингапуре её участники много говорили об угрозе третьей мировой войны между США и Китаем, которая может привести к глобальной катастрофе.
Заметим, что всё это произошло во временном промежутке между первой и второй попыткой Энтони Блинкена добраться до Пекина! Вторая попытка госсекретаря США отправиться в Китай оказалась успешной. Глава американской дипломатии в минувшее воскресенье всё-таки долетел до Пекина. Спустившись с трапа, он увидел на залитом солнцем аэродромном поле сосредоточенного главу МИД Китая Цинь Гана и пребывающего в радостном возбуждении посла США Николаса Бёрнса.
Наверное, он просто радовался долгожданной встрече со своим шефом. Больше ведь радоваться было нечему.
Отношения Америки и Китая лежат ниже плинтуса, достигнув исторического минимума в XXI веке, и, пожалуй, даже за всё время существования Китайской Народной Республики.
Впрочем, можно было ещё греть себя мыслью о том, что это первый за последние пять лет визит госсекретаря США в Пекин.
До этого с визитом в китайской столице в 2018 году побывал глава дипломатического ведомства Майк Помпео, который, надо сказать, оставил здесь после себя недобрую память.
В связи с этим возникал ключевой вопрос: можно ли всё это ещё исправить или хоть немного поправить, учитывая, что в американо-китайских отношениях за столько лет столько всего было порушено и столько наломано дров после того, как в них прочно воцарился нарратив глобального противостояния?
Как известно, в дипломатии нет ничего невозможного, её история знает немало примеров возрождения межгосударственных отношений, казавшихся непоправимо испорченными.
Однако главная сложность миссии Блинкена состояла не в том, что по большому счёту он должен был бы начать разгребать политические авгиевы конюшни, на что он, не обладая особой дипломатической силой и хваткой, вряд ли вообще способен.
Главная проблема американо-китайских отношений — это столкновение двух противоположных подходов к тому, как эти отношения строить и в чём вообще может состоять их смысл.
Американская сторона придумала себе концепцию «конкуренции, не перерастающей в конфликт». Её смысл состоит в том, чтобы прессинговать Китай где только можно, чтобы максимально ограничить его право на развитие и самостоятельные действия как в мировой экономике, так и в политике.
В Вашингтоне представляют эти отношения так: Китай всё равно нужно наказывать, но если он будет ручной и шёлковый, то наказывать можно и по минимуму, если же будет взбрыкивать — ну тогда пусть пеняет сам на себя и огребает по полной катушке.
Однако в Пекине считают концепцию сотрудничества через управляемую конфронтацию глубоко ущербной, политическим извращением. Китайская сторона даёт понять, что поженить сотрудничество и соперничество, сдерживание и диалог невозможно. Ничего из этого не получится. Об этом Энтони Блинкену было заявлено в Пекине чётко и недвусмысленно.
В ходе встречи с Энтони Блинкеном главный китайский дипломат, глава канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК КПК Ван И сформулировал условия, выполнение которых могло бы превратить американо-китайские отношения из ущербных в нормальные. По его словам, Пекин требует прекратить раздувать «теорию китайской угрозы», отменить незаконные односторонние санкции, перестать оказывать давление на научно-техническое развитие страны и вмешиваться в её внутренние дела.
Главным событием визита стала встреча Энтони Блинкена с председателем КНР Си Цзиньпином, который согласился на незапланированное общение, чтобы попытаться втолковать госсекретарю США какие-то базовые вещи, которые не понимают в Вашингтоне. По словам китайского лидера, «от того, смогут ли КНР и США правильно сосуществовать, будет зависеть судьба человечества». «Необходимо ценить общие интересы, существующие между двумя странами. Успех каждой из сторон должен рассматриваться как возможность, а не угроза», — заявил китайский лидер.
Однако Энтони Блинкен находился на своей волне и не дал ни малейшего повода усомниться, что Вашингтон не созрел для того, чтобы пересмотреть свой прежний подход к Китаю.
«Госсекретарь дал понять, что США всегда будут стоять за интересы и ценности американского народа, работая со своими союзниками и партнёрами над усилением нашего видения мира», — сообщили в Госдепе США по итогам переговоров Энтони Блинкена с его китайским коллегой Цинь Ганом.
В общем, вашингтонский Блинкен нисколько не отличался от Блинкена пекинского. На сей раз обошлось без скандалов, но каждый говорил о своём. Все остались при своём и там же, где и были — в исходной точке глухонемой конфронтации.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Блинкен заявил, что разрыв экономических отношений с Китаем не в интересах США
- Госсекретарь Блинкен заявил на встрече с Си Цзиньпином, что США не ищут конфликта с Китаем
- Блинкен: глава со сбитым китайским аэростатом в отношениях США и КНР должна быть закрыта
- Байден: встреча Блинкена и Си Цзиньпина привела к прогрессу в отношениях США и КНР
- Блинкен заявил, что его визит в Пекин послужит стабилизации отношений между США и КНР