Выздоровление
об успехах и проблемах экономического развития России
Тут в конце прошлой недели коллеги из РИА Новости любопытными данными поделились, и ведь нельзя сказать, что из каких-то сверхсекретных инсайдов. Просто профессиональные люди открытые данные из вполне официальных источников, что называется, в общие таблицы свели. Отчего происходящее в глобальной экономике этого, как нас извещают религиозные первоисточники, далеко не лучшего из миров стало играть ещё более яркими и во всех смыслах этого слова незабываемыми красками. И это ещё с поправкой на то, что исследуемые цифры по всему миру, включая и нашу с вами родину грустных осенних осин, получены при помощи расчётов с применением так называемых стандартов МВФ.
Причина проста: других инструментов в мире на сегодняшний момент времени просто не существует, но и знаменитый «доллар за 200 рублей» в исполнении американского президента Байдена, полученный, как признавались позже помощники «немного промахнувшегося» фигуранта, при помощи расчётов по этим же самым стандартам, тоже никто пока что не отменял. При этом — ещё раз — других инструментов расчётов в настоящее время просто нет, оттого и картина мира через эти очки выглядит несколько специфически. Был такой, знаете ли, ярмарочный аттракцион с системой зеркал, назывался комнатой смеха. Вот и с этими «стандартами МВФ» всё, в принципе, очень похоже, только совсем не смешно.
Впрочем, об этом чуть позже, а мы давайте пойдём по порядку и начнём всё-таки с доступных официальных цифр.
Как следует из анализа данных национальных статистических служб, Российская Федерация в минувшем, 2023 году стала, и это весьма серьёзное достижение в текущих условиях, пятой по темпам роста экономики среди стран G20: наша экономика выросла за прошлый год на 3,6%, параллельно полностью компенсировав спад 2022 года.
Лидирует же в этой системе расчётов Индия, где темпы роста также ускорились — с 7,2 до 7,3%, следом идёт КНР с ростом на 5,2%. Что после прошлогодних 3% необходимо отметить как изрядный прогресс.
Интересный прежде всего тем, что свидетельствует о том, как большая индустриальная и оттого весьма инерционная экономика Китая, кажется, уже начала более или менее приспосабливаться к новым геополитическим реалиям. И для их американских конкурентов это весьма дурной знак.
Ну а далее следуют Индонезия, чей ВВП увеличился на 5,1 против 5,3% в 2022-м, Турция, где, несмотря на дичайшую инфляцию, всё равно фиксируется рост ВВП, хотя и замедлившийся с 5,5 до 4,5%.
И соответственно, наша с вами страна.
Кстати, США в этой таблице тоже более или менее в порядке.
Экономика Штатов не только в плюсе, но даже ускорила рост с 1,9 до 2,5%. Впрочем, с реальным сектором экономики там проблемы до сих пор очень и очень серьёзные. И это скорее рост чисто по финансовому сектору и прочему «рынку услуг», который после первого и в целом успешного этапа ограбления соседей и партнёров по «атлантической солидарности» начал потихонечку оживать.
Что же касается самих ограбленных, то там даже при максимальном статистическом лукавстве, европейской финансовой бюрократии особенно свойственном, всё равно получается как-то очень нехорошо. Так, к примеру, в Великобритании рост не просто замедлился, он, откровенно говоря, рухнул, упав примерно в 43 (!) раза — до 0,1% по итогам прошлого года (в этом году, похоже, Соединённое Королевство и вовсе впадает в рецессию). В Италии этот показатель упал в четыре раза — до 0,9%, во Франции (0,9%) и в Канаде (1,1%) — втрое. Про прочно сидящую, несмотря на бодрые рапорты «светофорной» коалиции, в рецессии Германию или ещё какую Аргентину даже как-то неловко и говорить.
И это несмотря на то самое «лукавство цифр» по искажающим экономическую реальность «единственно возможным» стандартам.
Словом, на данном (весьма для развитых стран удручающем) фоне восстанавливающуюся экономику Российской Федерации можно было бы охарактеризовать если не как экономику полностью здорового человека, то как экономику выздоравливающего — с соответствующей положительной симптоматикой и хорошей динамикой.
Другой вопрос, означает ли это, что основные задачи нашей страной уже решены и «положительный перелом» в динамике по факту уже состоялся? Ну разумеется, нет.
Нет, сам-то по себе проведённый коллегами анализ более чем полезен и достаточно реалистично отражает существующие тренды. Тут проблема в другом: уже и сами по себе данные, положенные в базу, и цифры, рассчитанные по существующим международным стандартам (они же небезызвестные «стандарты МВФ»), как мы уже писали выше, рисуют достаточно искажённую картину реальности.
Причём эта деформация, что уже сейчас очевидно, с развитием кризиса на Западе будет только расти. И, вспоминая тот же довольно наглядный в этом отношении позор с «долларом по 200 рублей», этого как-то совсем глупо не учитывать. Даже если эта картина лично для тебя теперь выглядит вполне себе положительно и льстит экономическому, да и не только экономическому, самолюбию.
И людям, которые реально принимают решения, а не полагаются привычно на всё решающую «невидимую руку рынка», вообще-то остро необходима предельно адекватная реальности информация. Иначе президент так и будет время от времени спрашивать у других начальников, «что у вас с яйцами». Или, как вариант, — с растительным маслом.
И не думаю, что министры от этих президентских вопросов будут впадать в какой-то особый восторг.
А значит, одной из важнейших задач для наших экономических ведомств в настоящее время является разработка и создание собственных рабочих инструментов управления экономикой, её оценками и прогнозами. И это невероятно сложная задача, по грандиозности вполне сопоставимая с теми, что жизнь ставит сейчас, например, перед отечественным ВПК. Но её всё равно будет необходимо решать, это уже вопрос национальной безопасности. Иначе зарождающийся сейчас в западном мире катастрофических масштабов экономический кризис нас обязательно захлестнёт: слишком уж мы стремились в своё время стать частью этого самого «глобального человечества», история за это и мстит.
Впрочем, лично у меня мало сомнений в том, что те, кому это полагается по должности, эту проблему понимают и над её решением усиленно работают. Просто это, как и куда более заметная «дедолларизация», отнюдь не самый быстрый процесс.
Ну а пока приходится пользоваться тем, что есть, по крайней мере до тех пор, пока оно худо-бедно работает. И у нас, кажется, это довольно недурно получается, если даже в столь деформированной и недружественной нам картине мира (и это мы ещё молчим про бесчисленные «пакеты санкций» и прочие недружественные действия) нашей экономике удаётся получить настолько убедительный результат. И тут, в общем, понятно, что, судя даже по этим доступным цифрам, движемся мы всё-таки в правильном направлении.
Вот только исходные данные хотелось бы иметь всё-таки более адекватные. И вовсе не потому, что они, даже не сомневаюсь, выглядели бы ещё более убедительными. Просто они очень нужны не для дополнительного самоуважения, хотя и оно тоже важно и, безусловно, также является вполне себе экономическим фактором. А банально для того, чтобы ещё точнее выверять и прокладывать курс: просто времена сейчас смутные и цена любой, даже, на первый взгляд, небольшой ошибки может оказаться чересчур безжалостно высока. Ну и, конечно, надо понимать, что выздоровление — это ещё далеко не полноценное здоровье. Мы всё-таки великая держава и великий народ. А значит, и настоящее светлое экономическое будущее у нас пока впереди.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- В экономике, в обороноспособности и во внутренней политике: Путин призвал к строительству новой России
- «Конкурентоспособность экономики находится под угрозой»: почему немецкий бизнес всё хуже оценивает условия работы в ЕС
- Путин заявил, что о национализации российской экономики речь не идёт
- Daily Mail: экономика России укрепляется, несмотря на санкции Запада
- Сенатор Климов: Россия вправе требовать компенсации вреда от санкций с 2014 года