Неприоритетное направление
об осознании европейцами ситуации с транзитом газа
Ну что ж, это было, в общем-то, ожидаемо. Как сообщил журналистам директор второго департамента стран СНГ МИД Алексей Полищук, не только российские производители, но и европейские потребители российского газа осведомлены о ситуации, сложившейся из-за отказа Киева продлевать соглашение о транзите. Все заинтересованные стороны обо всём предупреждены, никакого пожара нет.
Тут всё, в общем, достаточно просто.
Но есть некоторые проблемы, которые надо решать. Цитируем господина Полищука: «Действительно, в конце декабря истекает пятилетний контракт между ПАО «Газпром» и украинским НАК «Нафтогаз», которым регулируется транзит российского газа через территорию Украины в страны Европы. В Киеве заявили, что не будут его продлевать, хотя не исключают вариантов сохранения этого маршрута для прокачки газа». При этом, как ещё раз специально подчеркнул директор второго департамента российского МИД, европейские потребители российского газа так или иначе изначально были в курсе сложившейся вокруг украинского транзита ситуации. И поэтому вполне осознают сложности, к которым она может привести.
И да, снова цитируем всё того же Алексея Полищука: «В настоящее время прорабатываются варианты действий, которые способны обеспечить интересы потребителей и поставщиков в сложившихся условиях».
А по-другому, в общем, просто не могло быть.
Ещё раз: тут нет ничего непонятного, просто Киев, пребывая в ожидании неминуемого поражения и оттого в состоянии перманентной истерики, доламывает подконтрольные ему территории под лозунгом «так не достанься же ты никому». Отсюда же, точнее по этому же алгоритму, кстати, подозреваем, проводятся и печально знаменитые «мясные штурмы» — живые люди для этих упырей тоже всего-навсего «демографический ресурс». Такой же примерно, как полумифические «полезные ископаемые на триллионы», которыми Зеленский пытался в своём «плане победы» с западными партнёрами торгануть.
Не получилось.
Старый принцип разбойников-норманнов: не имеет смысла платить золотом за то, за что можно платить железом. В переводе на современный русский: зачем платить за то, что можно и так отобрать.
Не получится, судя по всему, и шантажировать Европу по вопросу газа: та же Венгрия уже почти пересела на «Турецкий поток», о чём не так давно радостно докладывал глава МИД Сийярто.
И просит увеличения закупок.
Решаемы и другие вопросы по другим покупателям, тут не в этом дело: просто в данном случае вопрос для нашей страны заключается не столько в объёмах — они нельзя сказать, что для того же «Газпрома» определяющие (на это, кстати, не так давно обращал внимание вице-премьер также пользующейся «Турецким потоком» Сербии), есть и другие варианты, — сколько в репутации: отечественные компании должны стараться оставаться надёжными поставщиками и всегда добросовестно выполнять контрактные обязательства.
Да, это важно скорее в долгосрочной перспективе.
Но она, долгосрочная перспектива, в наше довольно быстрое время тоже очень важна.
В остальном проблемы у европейских покупателей российского газа и нефти возникают даже не столько из-за чудачеств истерящего руководства нынешней Украины, сколько из-за того, что европейское направление для русских энергетиков остаётся, безусловно, важным. Но уже более не считается приоритетным.
Просто потому, что европейцы сами начали разрушать свой собственный платёжеспособный спрос на долгосрочную перспективу. Сначала «арабской весной», потом безумием условной Греты Тунберг и, будем называть вещи своими именами, откровенной аферой «зелёного перехода». На которую, судя по недавно опубликованному докладу Международного энергетического агентства (МЭА), до сих пор, несмотря на развивающийся на наших глазах глобальный экономический кризис, несмотря на войны на Украине и Ближнем Востоке, тратится около $2 трлн (!) ежегодно — и это при хронической недоинвестированности мировой нефтянки.
Так стоит ли тогда удивляться, почему ОПЕК+ пытается держать высокие цены на нефть?!
Ну а потом это же европейцы ввязались в жёсткий конфликт с Россией, который был для экономики европейского субконтинента уже самым настоящим сумасшествием: воевать со своей собственной ресурсной базой, с главным поставщиком стратегического сырья с точки зрения экономики ничем, кроме безумия, даже не объяснишь.
Ну и зачем тогда России эту Европу в очередной раз спасать?
Свои обязательства, нарушенные украинской стороной, Российская Федерация постарается, безусловно, выполнить, но наши европейские партнёры обязаны понимать, что бесплатно таскать каштаны из огня для них никто больше вообще не будет.
И вовсе не потому, что русские, допустим, стали такие уж очень злобные и/или мстительные, хотя возможностей обидеться у нашей страны на Европу за последние годы было сколько угодно, но это не уровень великой державы. А потому что, как было не раз заявлено, главным приоритетом экономической, а значит, и энергетической повестки Российской Федерации является так называемый путинский поворот на Восток.
И не только нашей, кстати, что самое интересное. Те же американские СПГ-компании очень жёстко пытаются конкурировать с нашими именно на азиатских, а не на европейских рынках. В том числе используя и санкции. Достаточно вспомнить события вокруг «Арктик СПГ — 2»: тут не надо ничего выдумывать, его продукция как раз и должна была пойти на юго-азиатские рынки.
И пойдёт, можно не сомневаться, пусть и не так быстро, как владельцам этого бы хотелось.
А вот за осыпающиеся европейские экономики с их банкротящейся индустрией, рецессией в недавнем «локомотиве Европы» Германии, с потерявшей свою сырьевую базу в Африке Францией, с непорядком в финансовой сфере так конкурировать уже вряд ли кто будет, даже русские с американцами, — и вот это как раз надо очень отчётливо понимать. И это только одна, хоть и наиболее, на наш вкус, интересная из причин, почему шантаж Зеленского по нефтегазовому транзиту бесполезен.
Проблемы решаемы, более того, они носят исключительно репутационный характер, потому как физические и финансовые объёмы поставок вряд ли способны вызвать у российской стороны какой-либо стратегический интерес. Просто не нужно забывать про такой фактор, как время: ещё бы лет пять назад, возможно, происходящее было для нас крайне неприятно. Но сейчас уже слишком многое сделано для того, чтобы с нашей стороны избавиться от этой зависимости: судя по официальным цифрам российского Минэнерго, нефть и уголь уже удалось перенаправить по восточным маршрутам, с газом всё по понятным причинам сложнее, но подвижки и там есть. И это, разумеется, не значит, что мы больше не собираемся торговать с Европой. Будет выгодно — почему бы и нет?
Но приоритетным уже признано именно восточное направление, и в этом уравнении поздно что-то менять.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Аналитик Пасечник высказался о политике Европы на газовом рынке
- CSD: Чехия потратила на сырьё из России в пять раз больше, чем на Украину
- В ЕК констатировали резкий рост закупок российского СПГ в последние месяцы
- Орбан: производство в энергоёмких отраслях ЕС упало на 10—15%
- Аналитик: отказ Киева от транзита российского газа приведёт к росту цен в Европе