Необходимость реформ назрела
о перспективах преобразования ООН и роли БРИКС
Саммит в Казани ещё долго будет вспоминаться друзьям и недругам России. БРИКС стал ещё больше, и впереди у него много достижений и испытаний. В конце концов это объединение должно привести к более справедливому миру, но мирным эволюционным путём. Это значит, что страны БРИКС не будут сносить ООН, несмотря на все несовершенства этой организации. Они постараются её реформировать.
По мнению президента Путина, в первую очередь необходимо реформировать Совет Безопасности ООН. Казалось бы, в чём проблема? И Россия, и Соединённые Штаты хотят реформировать Совбез. Но предлагаемые реформы противоположны. Россия хочет плюрализма мнений, США хотят диктата и единогласия, потому и настаивают на введении в Совбез на правах постоянных членов Германии и Японии — двух держав, проявивших себя в качестве послушных марионеток. А Россия хочет ввести арабские страны, страны Африки и Латинской Америки, у которых есть своя точка зрения на происходящее в мире. При этом Россия хочет сохранить право вето, защищающее её позиции, а США не так держатся за него, потому что с Англией, Францией, Германией и Японией у неё и так будет «контрольный пакет» в Совбезе.
Стоит учесть, что позиции США всё ещё сильны и даже страны БРИКС не свободны от их влияния. Индия, несмотря на свои размеры, население, экономику, по-прежнему завязана на Великобритании. Бразилия инфильтрирована проамериканской прессой и агентами влияния. Китай смотрит на США и Западную Европу как на главные рынки сбыта. Россия — главный элемент БРИКС, определяющий его позицию против американской гегемонии, хотя и она не так давно вышла и оправилась после неудачной попытки (при Горбачёве и Ельцине) примириться с Западом.
Это особенно чувствуется при чтении совместной декларации стран БРИКС. Критики называют её беззубой и примиренческой, но на более радикальную редакцию не согласились бы другие члены БРИКС. А Россия не хочет в боях продавливать свою позицию.
Пока БРИКС — это только клуб, который ещё не стал организацией или мощным инструментом международной политики. Это не НАТО, где американские генералы отдают приказы, а премьер-министры берут под козырёк. У него ещё нет даже постоянного секретариата.
Но будущее однозначно за БРИКС, потому что рано или поздно премьеры устанут брать под козырёк и должны будут задуматься о благе своего населения, а не только об американских командах.
Но до этого будущего ещё надо дожить.
Казань стала серьёзным успехом для России и Путина, показав тщетность попыток изолировать нашу страну и её президента.
В свою очередь, Индия и Китай сумели договориться по спорным элементам на общей границе. Они унаследовали спор ещё с колониальных времён, когда Великобритания пыталась захватить китайский Тибет. Но сейчас этот спор, несколько раз срывавшийся в вооружённый конфликт, улажен.
Сохранились некоторые трения между Венесуэлой и Бразилией, которая при Болсонару, прежнем крайне правом президенте, занимала позиции, враждебные к Венесуэле. Президент Лула да Силва был более дружелюбен, но и он под американским давлением заговорил о якобы неправомочности венесуэльских выборов и даже выступил против присоединения Венесуэлы к БРИКС. Президент Путин призвал к прямым переговорам между Бразилией и Венесуэлой, выразив уверенность в их конечном успехе.
В свою очередь, бразильский президент старался включить Аргентину в БРИКС, но глава Аргентины Хавьер Милей сам отозвал свою заявку на членство.
Хотя декларация саммита не включала тему создания альтернативной доллару валюты и своей системы расчётов, но это явно впереди.
И это особенно важно для России и Ирана, немного менее — для Китая и пока что мало актуально для стран, конфликт которых с США пока ещё не вызрел окончательно. Ведь всё, что решает БРИКС, находится напрямую под ударом гегемона.
Президент Путин показал гостям саммита шуточную банкноту — валюту БРИКС, которая сможет заменить доллар. Да, это была шутка, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды.
Может ли БРИКС преуспеть, пока доллар правит? Время покажет. Но БРИКС стоит готовиться к большому прыжку. А подготовкой к нему можно считать и «зерновую биржу», и «алмазную биржу», о создании которых было объявлено на саммите.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.