Принцип Д'Артаньяна

Короткая ссылка

о том, зачем Израиль возобновил войну в секторе Газа

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян
Политолог, журналист, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

Режим перемирия в Газе прожил всего лишь два месяца. Израильские самолёты возобновили бомбардировки, а войска снова стали занимать палестинскую территорию. 

Также по теме
Военные ЦАХАЛ / разрушенные дома в Газе Атаки ЦАХАЛ и жертвы среди мирного населения: почему палестино-израильский конфликт перешёл в новую фазу обострения
Армия обороны Израиля выразила готовность расширить наступление на сектор Газа, не ограничиваясь лишь авиаударами, нацеленными на...

К сожалению, поведение Тель-Авива было абсолютно предсказуемым. Когда в январе 2025 года премьер-министр Биньямин Нетаньяху соглашался на идею перемирия, он делал это не ради прекращения войны, а ради того, чтобы позволить своему главному союзнику и защитнику — новому президенту США Дональду Трампу — начать правление с мажорной ноты. Ну а заодно потрафить родственникам тех заложников, которые ещё оставались в руках группировки ХАМАС. 

И к марту эти темы были уже отыграны. Медийный эффект от первой внешнеполитической победы Трампа (а это была по-настоящему победа, ведь его спецпредставитель Стивен Уиткофф участвовал в выработке перемирия на пару с назначенцем Джо Байдена) закончился, а часть заложников были освобождены в рамках первого этапа перемирия. Остальных ХАМАС должен был освобождать в ходе второго и третьего этапов, однако стартовать они могли только тогда, когда стороны договорятся об их параметрах. В том числе о том, как и на каких условиях вести переговоры о мирном соглашении.

Израиль эти переговоры вести фактически отказался — мир с ХАМАС ему не нужен. В ответ боевики отказались выполнять свою часть сделки и продолжить процесс освобождения заложников. После чего Трамп выдвинул ультиматум с требованием их освободить, и, когда это не было выполнено, израильское руководство возобновило боевые действия. 

Бесперспективные и бессмысленные по своей сути.

Да, Израиль говорит, что целью операции является уничтожение ХАМАС. Что Израиль не может жить рядом с этой группировкой. Что не может обеспечить безопасность своих южных регионов в ситуации, когда ХАМАС контролирует сектор Газа. И американцы согласны с этим подходом. «Наша политика заключается в том, что ХАМАС не может продолжать здесь своё существование», — заявил Стивен Уиткофф.

Но проблема в том, что Тель-Авив уничтожает не только ХАМАС, но и мирное население сектора Газа. Ликвидируя руководство организации, он пользуется методами (бомбёжки, обрушение зданий и т. п.), в результате которых гибнет множество ни в чём не повинных людей. Число таких жертв с момента возобновления боевых действий уже исчисляется сотнями, а за всё время конфликта с конца 2023 года — десятками тысяч. 

И это только прямой ущерб от атак. Помимо этого, Тель-Авив блокирует сектор, ограничивая доступ на его территорию продуктов питания, медикаментов, воды, делая жизнь в Газе абсолютно невыносимой и давая основание ряду экспертов называть происходящее страшным словом «геноцид».

Но такие действия Израиля лишь усиливают ХАМАС: на место каждого убитого бойца приходят десять других мужчин, потерявших в ходе неизбирательных израильских ударов своих близких. К каждому симпатизанту тоже добавляется десяток новых, ведь в век интернета все последствия действий Израиля транслируются на весь мир. При этом жители Газы абсолютно ничего не блюрят и не вырезают самые страшные кадры. Скорее, наоборот, показывают миру отцов, рыдающих над трупами своих детей. 

Зачем Израиль это делает? В чём смысл такой его стратегии? 

Возможно, Тель-Авив осознаёт, что ХАМАС глубоко укоренился в среде жителей сектора, и таким образом пытается принудить палестинцев покинуть свои дома? Считает, что проблему ХАМАС можно решить через превращение Газы в свободную от палестинцев территорию — тот самый курорт, который обещал на этом месте построить Дональд Трамп?

Также по теме
WP: Израиль рассматривает планы длительной наземной оккупации сектора Газа
Израиль рассматривает планы наземной оккупации сектора Газа на длительный срок.

Но в Газе живут почти 2 млн человек. Уезжать из своих домов они не хотят — да и некуда. Арабские страны принимать палестинцев отказываются: где разместить столько беженцев, где взять столько денег (а это десятки миллиардов долларов) для выплаты компенсаций? Поэтому и выселения не будет — в лучшем случае изгнание.

Тогда чего добивается Израиль своей политикой? Какова цель его стратегии, за исключением, конечно, обеспечения политического выживания премьер-министра Биньямина Нетаньяху? По всей видимости, цель проста: действия ради действий. Своего рода д'артаньяновский принцип «Я дерусь потому, что дерусь». Но с надеждой на перспективу.

Израиль считает, что сейчас ХАМАС ослаблен двухлетней войной и его надо попытаться всё-таки добить. При этом жизни мирных жителей Тель-Авив не волнуют, ведь это не его люди. Любить они Израиль и так не будут, а значит, можно с ними не церемониться, надеясь на то, что грядущие тектонические изменения на Ближнем Востоке (начавшиеся с падения власти Башара Асада) каким-то образом перевернут израильско-палестинскую шахматную доску, на которой уже много лет стоит ничейная ситуация. 

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить