Политика «нахрапа и хаоса»

Короткая ссылка

о попытках Трампа управлять стабильностью

Дмитрий Евстафьев
Дмитрий Евстафьев
Политолог, кандидат политических наук

Если задать вопрос, какое слово лучше всего характеризует современную ситуацию в мире, то, думается, наиболее распространённым ответом будет «хаос». И причиной этого хаоса и эксперты, и политики, и простые обыватели назовут Дональда Трампа. Многое в поведении Трампа проистекает из его опыта бизнесмена, а бизнес Трамп изучал не по книгам, а по жизни.

В актуальной политике Трампа заметны три фундаментальные черты.

Первая. Трамп подсадил американское общество на наркотик эскалации «вербальной державности» и теперь вынужден постоянно искать, что предъявить «среднему американцу» в качестве доказательства своего успеха. А ещё Трамп уверен, что слова, пусть даже самые громкие внешнеполитические заявления, значат немного. Они не более чем инструмент манипуляции ради достижения целей. Отсюда и кажущийся нам избыточным и хаотичным пиар, противоречивые, порой отменяющие друг друга заявления.

Также по теме
Маск назвал советника Трампа по торговле идиотом
Глава Департамента государственной эффективности США (DOGE) миллиардер Илон Маск назвал советника американского президента по торговле...

Вторая. Команда Трампа пытается найти «точку запуска» экономического роста в США, который сам по себе не запустился и, вопреки многим прогнозам, не запустится. Но здесь Белый дом уже пришёл к некоей ясности, причём без экзотических вариантов: запускать экономический рост будут через ускоренное стимулирование ВПК, куда будет закачан рекордный бюджет в $1 трлн в надежде, что сохраняющий дееспособность американский ВПК потянет за собой все другие отрасли. Весьма спорная идея, учитывая уровень коррупции в оборонном секторе США.

Третья. Трампу принципиально важно нагнуть и даже унизить своих евро-атлантических партнёров, причём не только по экономическим, но и по политическим причинам. Трамп понял значимость сохранения подконтрольности США евро-атлантического мира. Без ликвидации «брюссельской фронды» США оказались неспособными эффективно действовать ни в отношении России, ни на Ближнем Востоке, ни в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дональд Трамп закономерно пришёл к выводу, что главный враг США находится внутри Евро-Атлантики. А заявления о возможности ухода США из НАТО — это всего лишь медийный хайп. Следующим шагом для Трампа, похоже, будет признание того, что главный враг США — внутренний.

Но самое главное, что определяет политику Трампа, — это уверенность в невозможности сохранить и починить прежнюю систему отношений. И, как всякий девелопер, он исходит из того, что проще обветшавшее здание сломать и построить на его месте новое, современное, нежели медленно и дорого чинить прежнее.

Трамп не просто признал неизбежность временной хаотизации в мировой политике и экономике. Он решил этот хаос возглавить и, нарастив отсылками к великому прошлому Америки, превратить в геополитику.

И на старте у Трампа преимущество явно было. Но сохраняется ли это преимущество сейчас?

«Метод Трампа» основан ещё на нескольких базовых основаниях, в каждом из которых, увы, имеется существенный изъян, который чем дальше, тем больше проявляется.

Трамп не просто признал неизбежность хаоса. Он думает, что в хаотизацию может играть только он, более того — якобы способен управлять порождённым им же хаосом. Но к апрелю 2025 года сторонники мировой стабильности и «ремонта глобализации» просто обязаны были прийти к выводу, что хаотизация неизбежна.

Иными словами, число конкурентов у Трампа в сфере управления стабильностью будет только расти.

А возможности Трампа управлять запущенными им же процессами — в силу падения эффективности аппарата управления в США и очевидного кризиса команды — падать. Конечно, кризис команды Трампа — результат нарастающего расхождения в стратегическом целеполагании ключевых элитных группировок, составивших к ноябрю 2024 года «коалицию победителей».

Но поводом для публичного проявления противоречий между Д. Трампом и И. Маском стало как раз различие в оценках способности социально-экономической системы США выдержать стресс-тест, связанный с ростом цен, неизбежным в результате даже относительно слабой тарифной войны. То есть по поводу способности Белого дома управлять им же самим созданным хаосом.

Также по теме
РБК: КНР из-за пошлин Трампа может увеличить поставки своих товаров в Россию
Из-за введения президентом США Дональном Трампом импортных тарифов Китай может нарастить поставки своих товаров в Россию, передаёт РБК.

Утрата США положения глобального гегемона и тем более гегемона «объединённого Запада», по мнению Трампа, связана не с объективными тенденциями мирового развития, а с просчётами тех, кто находился во власти в США. Стоит только поставить «правильных» людей — и ситуация быстро выправится, а гегемонию в мире для США можно сделать «умной» и более дешёвой. Трамп боится признаться, что истоком падения влияния США в мировой политике и экономике является внутренний кризис американской социально-экономической модели развития. О чём говорят даже близкие ему по духу представители американской элиты, например крупнейший инвестор Рэй Далио — создатель крупного инвестфонда Bridgewater Associates. Но чем дальше, тем громче в США звучит вопрос: кто будет делать Америку снова великой?

Наконец, вероятно, главное: постоянно говоря о великих стратегических целях Америки, Трамп на деле склонен удовлетворяться даже тактическим выигрышем. Отсюда и кажущаяся хаотической политика «тысячи тарифных порезов»: неважно, что на главном направлении — китайском — успехи крайне спорные. Зато есть подвижки в отношениях более чем с 70 странами, что тоже является и формально, и по сути определённым успехом. Налицо психологическое стремление не допустить слишком больших издержек и намерение быть готовым зафиксировать прибыль.

Главный лозунг Трампа может быть определён так: «Замахивайся на великое — довольствуйся малым».

Но и здесь появляется изъян: оппоненты Трампа и внутри США, и на внешнем контуре, похоже, этот его метод поняли, что очень заметно по поведению КНР.

В совокупности приходится констатировать, что политика «нахрапа и хаоса», на которую, похоже, делал очень большую ставку американский президент, начала терять эффективность ещё до истечения пресловутых 100 дней. А сможет ли Трамп сойти с казавшейся выигрышной колеи в условиях нарастающего давления изнутри США и цейтнота по основным направлениям внешней политики от Европы до Китая — вопрос открытый.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить