Венгрию наказывают ценой Евросоюза
зачем в ЕС нужно право вето
Евросоюз занялся укреплением рядов. Европейский парламент в своей резолюции призвал Евросовет (то есть руководство стран — членов Союза) лишить Венгрию права голоса на заседаниях. Депутаты объясняют этот свой призыв «неправильной» внутренней (защита консервативных ценностей, отказ принимать нелегальных мигрантов) и внешней (отказ финансировать и поддерживать киевский режим) политикой Будапешта. «Европарламент выражает обеспокоенность дружественной и поддерживающей позицией правительства Венгрии в отношении России... включая усиление энергетической зависимости и односторонние действия, такие как визиты в Москву», — говорится в резолюции. И, мол, медлить уже нельзя.
«Отсутствие решительных действий со стороны Еврокомиссии и Совета против Венгрии позволило продолжать размывать демократию и верховенство закона. ЕС не может позволить автократизации Венгрии продолжаться. Любая дальнейшая задержка со стороны Совета нарушит те самые ценности, которые он заявляет, что отстаивает», — вещала с трибуны спецдокладчик парламента, депутат от ультралевых зелёных Тинеке Стрик.
Казалось бы, действительно давно пора. Венгрия уже многие годы мозолит глаза чиновникам из Брюсселя и ультралевым европейским активистам. Более того, примеру Венгрии начинают следовать другие: сначала словаки избрали Роберта Фицо, желающего защищать национальные интересы от леволиберального поветрия, а затем такие же политики выиграли парламентские выборы в Чехии. Поэтому Орбана нужно примерно наказать, дабы другим неповадно было.
Но вот что любопытно: никакого единства в этом вопросе даже среди европарламентариев (где депутаты, не имеющие серьёзных полномочий, не блещут интеллектом и в массе своей занимаются популизмом) не наблюдалось. Из 636 присутствовавших на заседании депутатов 415 проголосовали за это предложение, 193 — против, а 28 — воздержались.
Возможно, кто-то из депутатов побоялся злить Большого американского брата. Ни для кого не секрет, что Виктор Орбан является партнёром Дональда Трампа. Причём лояльным, а не ситуативным — в час великой трамповской нужды (то есть его изгнания и нахождения под дамокловым мечом американского правосудия в период с 2020 по 2024 год) Орбан от Трампа не отрёкся, к нему постоянно летал. Поэтому он сейчас не просто партнёр, а доверенное лицо хозяина Белого дома.
Возможно, кто-то из депутатов сочувствовал Виктору Орбану. Его политической смелости и готовности защищать свои национальные интересы даже под давлением со стороны Брюсселя.
Но, скорее всего, дело в другом. Значительная часть проголосовавших против думала не о Трампе и не о храбрости Орбана, а о Евросоюзе. Абсолютно справедливо считая, что лишение Венгрии права голоса (а значит, и права вето) за политическую позицию разрушит сложившийся баланс полномочий и может похоронить евроинтеграцию как процесс.
Дело в том, что история с правом вето была придумана не на пустом месте. Сама идея евроинтеграции с делегированием полномочий наднациональному органу — никем не избранному и мало кем контролируемому — изначально вызывала недовольство большинства европейских стран. Прежде всего небольших — тех, у кого не было аппаратных возможностей для влияния на принимаемые решения.
По сути, передавая полномочия Брюсселю, малые страны передавали все бразды правления условному Парижу или Берлину.
Право вето же защищало их от аппаратной оккупации. Любая страна могла заблокировать любое серьёзное решение Евросоюза, если это решение её не устраивало. Да, иногда некоторые государства злоупотребляли этим правом — например, Польша в период правления Качиньских (то есть ещё до СВО) саботировала заключение торгового соглашения между ЕС и Россией из-за того, что у неё с Москвой были какие-то торговые проблемы. Другие государства использовали своё право вето, чтобы торговать им, — блокировали важнейшие решения, предлагая Евросоюзу откупиться субсидиями. Однако в общем и целом игра стоила свеч. Более того, само наличие права вето предотвращало новые возможные брекситы, когда отдельные европейские страны, несогласные с курсом Евросоюза, устремлялись на выход.
Зачем же тогда Еврокомиссия во главе с Урсулой фон дер Ляйен (которая, скорее всего, и инициировала эту резолюцию) рубит сук, на котором устроилась? Судя по всему, руководство Еврокомиссии сейчас ставит краткосрочные интересы выше долгосрочных. Они понимают, что находятся в крайне уязвимой ситуации. За последние годы под соусом конфликта с Россией еврокомиссары замкнули на себя ряд полномочий (в том числе в области обороны), забрав их у национальных правительств и парламентов, — и теперь вместо того, чтобы ответить за проигранную войну и положенную на алтарь недостижимой победы национальную экономику, хотят наказывать тех, кто им пеняет за поражение. То есть ту же Венгрию.
Кроме того, в Брюсселе понимают, что сейчас, во время конфликта с Трампом вокруг т. н. мирного плана, они не могут допустить возможность венгерского саботажа. Если Трамп с Путиным договорятся о снятии санкций, а ЕС откажется их снимать, то хозяин Белого дома может активировать свою венгерскую карту — и на очередном голосовании о продлении антироссийских санкций (а оно проходит раз в полгода, и следующее будет в марте 2026-го) Венгрия может сказать жёсткое «нет».
Поэтому её и пытаются лишить права сказать «нет» — даже ценой целостности рядов Евросоюза.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Орбан: Венгрия готова платить штраф в €1 млн в день за отказ пускать мигрантов
- Орбан: ЕС хочет продолжать конфликт, но у него нет денег для Украины
- Лавров: Россия ценит позицию США по поиску урегулирования конфликта на Украине
- Лавров назвал Орбана и Фицо думающими о своих гражданах прагматичными политиками
- Песков — о данных в СМИ о встрече Путина и Орбана 28 ноября: сообщим о контактах