Фундаментальный закон
о газовом кризисе в США
Тот самый глобальный энергодефицит, о котором так много в последнее время говорят эксперты и который не обманешь, как это и водится в последнее время, подкрался с неожиданной стороны. Как информирует ехидная в последнее время по отношению к своим заокеанским партнёрам британская Financial Times, внутренние цены на газ в США подскочили до уровня энергетического кризиса 2022 года.
Статистика и вправду впечатляет: годовой рост цен на газ в США вплотную приблизился к 70% и фактически достиг показателей декабря 2022 года — периода предыдущего максимального пика энергетического кризиса, вызванного последствиями пандемии COVID-19 и введением «адских» санкций против России. Тех самых, которые не очень пока понятно, как именно отразились на собственно российской экономике, но тесно связанной с американской европейской экономике уже нанесли ущерб примерно в полтора с небольшим триллиона евро. И это только прямые, по сути, убытки и весьма консервативно подсчитанный результат.
Но мы сейчас, в принципе, немного не об этом, хотя всё, разумеется, взаимосвязано.
По мнению американских аналитиков, которых цитирует Financial Times, причинами внутреннего газового кризиса в США являются не столько низкие температуры, действительно имеющие сейчас место в ряде штатов, сколько стремительно растущие объёмы экспорта СПГ, в первую очередь поставки в ЕС, отказывающийся по требованию американских же администраций (что прошлой, что нынешней) от «недемократического» не только газа, но и других энергоносителей из России.
Вот прямая цитата из FT: «По мере роста объёмов экспорта для американских потребителей возрастают риски, связанные с ценами и надёжностью, что напрямую влияет на конкурентоспособность производства».
Трудно спорить, что называется.
Если не сказать покрепче.
Тут ведь в чём дело: американцы (точнее, их финансовые рыночные гении) решили поспорить не абы с кем, а с фундаментальным законом самого рынка, прямо связанным с законами природы, а именно — с законом сохранения материи.
Ибо, как говорил великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, «если где прибавится, то где-то обязательно убавится». И если внимательно посмотреть на объём уже заключённых контрактов по экспорту СПГ в Европу, то внутренним американским рынкам становится ещё печальнее, и самое время вспомнить старика Байдена, который, пока ещё был в сознании, решительно запрещал именным указом новые сделки по экспорту СПГ в Европу. Ибо с такими искусственно высокими ценами на европейских рынках внутренний американский потребитель конкурировать не очень в состоянии, и это как-то предельно глупо не понимать.
Причём резкий скачок цен, по утверждению Financial Times, ещё и усиливает ощущение безудержного роста расходов в США, а также противоречит прямым политическим заявлениям Дональда Трампа о том, что за первый год его возвращения к власти цены на энергоносители снизились.
И это — теперь уже очевидно — проблема системная, которую так вот быстро и просто, в неподражаемом стиле нынешнего главы американской сверхдержавы, при всём желании не разрешить.
Тут ведь в чём фундаментальные причины происходящего: себестоимость добычи сланцевого газа, в отличие от нефти, в США весьма привлекательна, но объёмы его, скажем так, конечны. И по вполне понятной причине: в большинстве своём этот добываемый в Штатах газ «попутный» — это официальный термин, а не профессиональный жаргон.
То есть его добывают «попутно» со сланцевой же нефтью, отсюда и привлекательность себестоимости с одной стороны, и ограниченность чисто физического объёма — с другой. Короче, больше, чем есть, его не добудешь, и, соответственно, чем больше газа в виде СПГ уходит в Европу, тем меньше его остаётся на рынках самих США. А добыча нефти в сланцах в Америке уже сейчас находится на «потолке», и если даже не снизится, то вряд ли особо вырастет.
Нам подобного рода проблема довольно хорошо знакома по нашим собственным внутренним «бензиновым» рынкам, и мы её решали и продолжаем решать при помощи так называемого нефтяного демпфера.
Но для США при их экономическом укладе понятно, что это, в общем, не вариант.
А теперь давайте ещё попробуем учесть, что спрос на энергию в мире, особенно с развитием ИИ-технологий, будет и дальше только резко расти (посмотрите, сколько, извините за жаргонизм, «жрёт» один дата-центр и сколько их собираются построить в самое ближайшее время по всей Америке). И тогда будет довольно легко понять, что дело далеко не в случайной флуктуации: это симптом куда более глубоких и системных проблем, на фоне которых банальное и давно обещанное «сдувание сланцевого пузыря» (в общем-то, в условиях общего энергетического дисбаланса перемещающегося сейчас из Европы обратно в Америку) может показаться — при всём, что называется, уважении — достаточно второстепенным вопросом.
Потому как, несмотря на то что в развитых странах ещё, может, и не понимают, каким будет экономический уклад ожидающего нас уже в не самом далёком будущем нового мира, но его основой (каким бы он ни стал) будет не что иное, как энергия. Это понимают уже все. Это просто фундамент.
Фундаментальный закон.
И само понятие энергодефицита приобретает в этой связи совсем иное, если хотите, экзистенциальное и весьма пугающее значение, которого экономические аналитики в США просто не имеют права не понимать. Ну а поскольку мы, разворачиваясь на восток, в этой драке принципиально не участвуем, давайте просто дождёмся результата этого увлекательного процесса.
И потом заберём своё.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Politico: поставки американского СПГ в Европу навредят экологии и бюджету ЕС
- Шольц подтвердил, что предлагал США сделку по газу ради СП-2
- Келин: Британия и ЕС вредят себе, заменяя российские ресурсы на американские
- Ландау: ЕС потратил больше денег на покупку газа из России, чем на помощь Киеву
- Каллас — о критике США в адрес ЕС: они в чём-то правы