Меркель — хозяйка Европы
«Францией всё равно будет править женщина. Или я, или Меркель», — сказала Марин Ле Пен в ходе дебатов накануне второго тура президентских выборов во Франции. Сегодня мы знаем результат этих выборов: победил Эммануэль Макрон и Европа, похоже, готовится стать германской, как никогда раньше.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель демонстрирует завидную политическую устойчивость. По итогам состоявшихся в прошлое воскресенье выборов в земле Шлезвиг-Гольштейн Христианско-демократический союз, лидером которого является Меркель, набрал 32%, СДПГ — 27,2%, партия зелёных — 12,9%, Свободная демократическая партия — 11,5%, а ультраправая «Альтернатива для Германии» — 5,9%.
Ранее христианские демократы торжествовали победу в небольшой земле Саар. 14 мая предстоит голосование в самой крупной земле ФРГ — Северный Рейн —Вестфалия. И хотя там по рейтингам лидируют оппозиционные социал-демократы, ХДС имеет хорошие шансы нагнать их и улучшить результат прошлых выборов. Согласно данным опросов, 48% немецких избирателей хотят видеть Меркель на посту канцлера, а её соперника, кандидата в канцлеры от социал-демократов Мартина Шульца, — только 27%.
Согласно данным опроса Forsa, на предстоящих сентябрьских выборах ХДС/ХСС может набрать 36% голосов, СДПГ — только 29%. Это даст возможность партии Меркель отказаться от «большой коалиции» с социал-демократами и сформировать правительство вместе с либералами из СвДП, которые могут вернуться в парламент, и зелёными.
Иначе говоря, Меркель имеет очень хорошие шансы на четвёртый срок в кресле канцлера ФРГ. И на монопольное лидерство в Европе. ВВП Германии оценивается в $3 трлн. При этом ВВП Европейского союза в целом — $14,8 трлн. Иначе говоря, ВВП Германии составляет более 20% от ВВП ЕС. Однако вторым по размерам экономики государством Европы является Великобритания. Её ВВП — $2,3 трлн. Однако, если не случится чуда, 8 июня консерваторы победят на выборах в палату общин и уверенно поведут свою страну на выход из ЕС. Это будет означать, что Германия будет контролировать уже 25% ВВП ЕС. Иначе говоря, влияние Германии в ЕС, и без того значительное, в случае выхода Британии из ЕС резко возрастает.
Это даёт шанс на создание Соединённых Штатов Европы — мировой сверхдержавы, созданием которой грезили отцы-основатели Единой Европы. Проблема лишь в том, что они полагали, что Европой будет править французско-германский «локомотив». Похоже, однако, что французский «паровоз» сломался и, как бронепоезд из песни, «стоит на запасном пути». После Жака Ширака ни один лидер Франции не производил впечатление политика, способного определять повестку дня в Единой Европе.
Ангела Меркель будет определять политику Европы единолично. Но если Европа станет действительно единой — с общим Министерством финансов, армией и, не дай бог, ядерной бомбой, то перед нашей страной встанет вопрос: как относиться к крупному государству, возникшему на наших границах? Исторически Россия всегда воевала с Единой Европой. Воевала с Европой Наполеона, который был не только императором Франции, но и королём Италии, и протектором Рейнского союза. И контролировал множество вассальных государств, куда назначил королями своих родственников. Фактически Наполеон был главой Единой Европы. Главой государств Центральной Европы был и германский император Вильгельм Второй, с которым мы воевали в Первую мировую. И всю Европу захватил и силой объединил вокруг себя Гитлер.
Тем самым в нашей истории есть лишь негативный опыт взаимодействия с Единой Европой. Оно и понятно. Россия — единственный крупный субъект на её границах. Поэтому такое крупное государственное образование всегда пыталось «решить проблему» — и всегда военным путём.
Если Единая Европа вокруг Германии всё же возникнет, нам придётся приложить изрядные усилия, чтобы избежать новой войны. Ведь и в случае Наполеона, и в случае Вильгельма Второго наши британские друзья и союзники сделали многое для того, чтобы военный конфликт состоялся. Многое для натравливания Гитлера на СССР сделали западные союзники и перед началом Второй мировой. Вспомним Мюнхенский сговор.
Если мы и европейские элиты не хотим повторения старого сценария, когда Единая Европа и Россия находятся в состоянии конфликта, а Британия и США — в ситуации «третьего радующегося», нам необходимо уже сейчас создавать механизмы учёта взаимных интересов, в том числе на уровне общеевропейских структур. Россия должна иметь право голоса в делах Европы, и уже сейчас надо создавать механизм, позволяющий избегать столкновений между Россией и возглавляющей ЕС Германией. Иначе мы имеем шанс получить новый конфликт между государствами. Да, в ядерную эпоху он станет «горячим» — и слава богу. Но от этого не легче.
Раз уж Меркель станет хозяйкой Европы, нужно искать с этой новой германоцентричной Европой общий язык. И не забывать держать ухо востро, чтобы нас не стравили «доброжелатели».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.