Разлом по Курдистану
о противостоянии курдов и иракского правительства
Сегодня праздник у туркменов — жителей Киркука в северном Ираке. Внезапным броском части, верные центральному правительству, освободили Киркук от курдских отрядов пешмерга и спасли туркменов и другие арабские племена от вероятного изгнания. Ведь Киркук с его многонациональным населением и изобилием нефти был занят курдскими отрядами пешмерга несколько лет назад, когда рядом возникла группировка ИГ*. С тех пор Масуд Барзани, правитель Иракского Курдистана, проводил совсем не дружественную политику в отношении туркменов и арабов.
Масуд Барзани, который считает себя наследным правителем курдов Эрбиля и владыкой всех курдов (хотя его не признают даже курды Сулеймании) провозгласил независимость большой территории, включающей Киркук и часть Мосула, которые никогда курдскими не были и в которых курды не жили. В так называемом референдуме о независимости участвовали только курды. Видимо, он посчитал, что Багдад не посмеет тронуться с места, и поэтому Барзани пренебрегал предупреждениями и Багдада, и Анкары, и Москвы.
Хотя Россия с пониманием относится к чаяниям курдов, но она недвусмысленно осудила попытки Масуда Барзани провозгласить независимость, не придя к договорённости, в этот особенно сложный момент. Сейчас не время, сказала Москва, но Барзани не послушал. На него давили внутренние курдские силы — далеко не все курды были довольны его правлением. Эта маленькая горная провинция могла бы хорошо жить: нефти много, людей мало. Но Барзани не пытался диверсифицировать производство, удерживать сельское хозяйство. Всё требуемое для жизни покупалось за границей. В результате — $20 млрд долга в казне Иракского Курдистана.
Багдад ясно сказал, что не допустит независимости Иракского Курдистана и не согласится с продолжением курдского контроля над провинцией и городом Киркук. Но Барзани не верил и не внимал предупреждениям. И вот иракская армия и шиитские вооружённые отряды вошли в Киркук практически без боя — прославленные курдские воины ушли. Слава отрядов пешмерга померкла. Сработал и клановый фактор — курды Сулеймании не хотели воевать за Барзани: они его не признают, да и саму идею независимости под знаменем Барзани не одобряют. А курды Киркука понимали, что это не их город и что захваченные дома придётся возвращать хозяевам.
Сегодня вереницы машин курдов потянулись из Киркука в горы. А в оставленные ими дома будут заселяться ранее изгнанные арабы и туркмены, коренные жители Киркука.
Курдские бойцы убежали в нефтяные поля. Пока ещё не ясно, постараются они удержать нефть или покорятся центральному правительству. Если нефтяные поля Киркука вернутся под руку Багдада, значительная часть курдского процветания исчезнет. Останутся только воспоминания о некогда текших реках долларов за нефть. А ведь курды могли бы продолжать получать доходы, если бы лукавый не подтолкнул Масуда Барзани на отважную, но не основанную на реальности попытку провозгласить независимость.
Американцы крайне недовольны. Ведь курдская пешмерга пользовалась американской поддержкой: они получали американское оружие и советников.
Это удар по планам Израиля — единственной страны региона, которая открыто поддержала независимость Иракского Курдистана. В Израиле прошла волна репортажей о том, что Курдистан — это второй Израиль, новая страна, светская и враждебная арабам. Такие представления не могли понравиться ни в Багдаде, ни тем паче в Тегеране и Анкаре.
Шиитские отряды милиции, участвовавшие во взятии Киркука наряду с иракской правительственной армией, были оснащены, обучены и подготовлены иранскими военными, в первую очередь Стражами революции. Поэтому американские военные в регионе весьма огорчены. Они подчёркивают, что боёв между курдами и силами центрального правительства почти не было, не считая мелких перестрелок. Американцы призывают стороны не воевать. Ведь и у тех, и у других — американское оружие и американские советники.
Многое в нашем мире решается на поле боя — если люди не могут мирно договориться. Сегодняшняя ночь показала, что иранцы умеют сражаться, что они сумели подготовить из иракских шиитов отличных бойцов. Впрочем, мы видели их и раньше, в Сирии. Поэтому президент Трамп угрожает провозгласить иранских бойцов террористами. В ответ иранский президент пообещал относиться к американским солдатам, как к игиловцам. В целом ситуация очень тревожная.
Россия находится в прямом контакте со всеми силами региона и старается добиться его стабилизации. Россия признаёт законные правительства Дамаска, Багдада, Тегерана и выступает против исламистских боевиков и их американских инструкторов. А курдам следует пользоваться автономией в рамках существующих государств, по крайней мере в настоящее время.
* ИГ, ИГИЛ, «Исламское государство» — террористическая группировка, запрещённая на территории России.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.