Паломничество в Скопье

Короткая ссылка

о мнимом и реальном влиянии на референдум в Македонии

Брайан Макдональд
Брайан Макдональд
ирландский журналист

Македония редко становится объектом внимания за пределами своего региона. Но в нынешнем месяце эта маленькая балканская страна с двумя миллионами населения оказалась предметом соперничества между мировыми державами.

Македония представляет собой довольно привлекательное направление с точки зрения отпуска в сентябре. Днём тепло (+27...+30 °С), много солнца, ночи по-южному нежны и благоуханны. Тем не менее столица республики, Скопье, никогда не была в это время года местом паломничества для западных туристов — вплоть до нынешнего года.

Только за прошлую неделю македонскую столицу посетили целый ряд видных государственных деятелей, включая главу немецкого МИД Хайко Мааса, министра обороны США Джеймса Мэттиса и его итальянскую коллегу Элизабетту Трента, а также верховного представителя Евросоюза по иностранным делам Федерику Могерини. А в начале сентября здесь побывали генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц и Ангела Меркель. Все эти важные гости, обладающие серьёзным политическим весом, приехали в Скопье не для того, чтобы погулять по Старому базару. Их внезапный интерес к маленькой балканской стране был связан с очередной попыткой НАТО и ЕС расширить сферу своего влияния в Восточной Европе. А Македония, если пользоваться терминологией американского Национального фонда в поддержку демократии*, представляет собой редкий ещё не завоёванный приз.

Судьбоносный выбор

30 сентября в Бывшей югославской Республике Македонии должен пройти референдум, на котором будет решаться вопрос, сменить ли нынешнее название страны на Северную Македонию. На этом настаивает Греция, которая усматривает в текущем наименовании балканского соседа потенциальные претензии на историческую преемственность с древней Македонией и на часть греческой территории. По этим соображениям Афины, пользуясь правом вето, вот уже четверть века — с момента распада социалистической Югославии — препятствуют вступлению Македонии в различные межгосударственные объединения, включая ЕС и НАТО.

Также по теме
«Хайли лайкли» с балканским акцентом: в Лондоне сообщили о риске вмешательства России в македонский референдум
В Великобритании заявили о риске вмешательства России в македонский референдум, касающийся смены названия бывшей югославской...

Понимая, что смена названия будет воспринята населением как отказ от исторического наследия (включая славу Александра Македонского) и прогиб перед Грецией, македонское правительство решило пойти с козырей и сформулировало вынесенный на референдум вопрос так: «Поддерживаете ли вы перспективу вступления в ЕС и НАТО за счёт заключения соглашения между Македонией и Грецией?». Местная оппозиция расценила этот ход Скопье как проявление цинизма.

За переименование выступают премьер-министр республики Зоран Заев и его коалиционное правительство. Их поддерживает значительная часть крупных македонских СМИ, а также многочисленные неправительственные организации, финансируемые Брюсселем и Вашингтоном. В лагере противников переименования ведущей силой является националистическая Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство (ВМРО — ДПМНЕ) под руководством Христиана Микоски. Что характерно, это движение тоже высказывается за вступление в Евросоюз и Североатлантический альянс, но с сохранением нынешнего названия страны.

Другая политическая сила, возражающая против смены названия, — партия «Единая Македония» Янко Бачева — вообще выступает против интеграции с Западом и за укрепление связей с Россией. Однако Кремль как-то не спешит бросать все силы на её поддержку. Пока что самой видной фигурой, прибывшей из Москвы на помощь Бачеву, является Александр Дугин — профессор, уволенный в 2014 году из МГУ и с тех пор, судя по всему, так и не нашедший себе полноценной работы. Пожалуй, справедливо будет сказать, что он больше известен на Западе, где СМИ используют его образ (или карикатуру на него) в качестве жупела. Дугин смахивает на Распутина, только не имеющего доступа к царской семье и неспособного даже получить должность в Санкт-Петербурге.

С больной головы на здоровую

Глава Пентагона Джеймс Мэттис в ходе своего визита в Скопье обвинил Россию во вмешательстве в македонскую предвыборную кампанию. Каких-либо доказательств он при этом не представил, но заявил: «Нет никаких сомнений, что они (русские. — RT) направляют сюда деньги, а также проводят кампании по оказанию влияния». Кремль, в свою очередь, отмёл обвинения во вмешательстве (хотя он, безусловно, настроен против вступления Македонии в НАТО).  

Заявление Мэттиса насчёт российских «кампаний по оказанию влияния» смотрится особенно дико, учитывая нынешнее паломничество ведущих западных политиков из Вашингтона, Брюсселя, Рима, Вены и Берлина в Скопье. Совершенно очевидно, что это нашествие затеяно с целью повлиять на итоги референдума. Москва не смогла бы тягаться с подобным пиаром, даже если бы ухитрилась воскресить Юрия Гагарина, чтобы тот кругами летал над Скопье.

Очевидно, в настоящий момент западные элиты по каким-то своим соображениям твёрдо вознамерились заполучить Македонию и прилагают для этого все усилия. Россию это раздражает, но конкурировать со столь масштабной кампанией она не в силах. В августе российский посол Олег Щербак сетовал: «Речь идёт о сознательных и целенаправленных информационных вбросах, нагнетании русофобской истерии, запугивании людей «русской угрозой» с целью достижения конкретных внутри- и внешнеполитических задач».

Также по теме
Участники костюмированного шествия в центре Скопье на фоне статуи Александра Македонского «Не исключён вариант гражданской войны»: уступит ли Македония Афинам в давнем споре о названии страны
В среду, 17 января, в Нью-Йорке министры иностранных дел Греции и Македонии проводят переговоры, посвящённые названию бывшей...

При этом к будущему выбору Македонии источники в Кремле относятся довольно безразлично. «Честно говоря, Македония и Черногория (последняя в прошлом году вступила в НАТО) особой роли не играют. Значение имеет разве что то влияние, которое их отношения с Вашингтоном могут оказать на Сербию, — сообщил собеседник. — Здесь возможны два варианта: сербы или начнут опасаться изоляции на Балканах, или с ещё большей решимостью будут отстаивать свою независимость и поддерживать дружбу с Россией. Пока неясно, как выйдет в итоге».

Опросы общественного мнения сулят победу сторонникам переименования. По данным исследования, проведённого американской НКО, эту инициативу поддерживают 49% населения, а против неё выступают 22%. Согласно опросу, проведённому местной организацией, соотношение голосов выглядит как 41% против 35%.

Россия, которая в последнее время всё больше разворачивается лицом к Азии, а попыткам расширения НАТО предпочитает сопротивляться только в странах ближнего зарубежья вроде Украины и Грузии, мало способна повлиять на выбор македонцев относительно названия их страны и членства в НАТО и ЕС. На этом фоне особенно заметно, сколь серьёзные усилия прикладывают западные соперники Кремля, чтобы гарантировать нужный им исход референдума.

* Национальный фонд в поддержку демократии (The National Endowment for Democracy) — организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры от 28.07.2015.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить