Внимание президента
о прямой линии с Владимиром Путиным
Прямая линия с Владимиром Путиным напомнила мне прекрасный исторический сюжет, который мгновенно оброс мифами, дошедшими до нас в виде крылатых выражений.
Речь идёт о путешествии императрицы Екатерины II в отвоёванный у турок Крым в 1787 году. Шесть месяцев в пути от Санкт-Петербурга через Смоленск и Киев в Севастополь и Феодосию. Возвращение в столицу через Белгород и Москву. 3000 человек принимали участие в беспрецедентном осмотре русских земель, организацию которого взял на себя светлейший князь Григорий Потёмкин, а компанию императрице инкогнито составлял австрийский император Иосиф II.
Благодаря мемуарам шведского авантюриста Иоанна Альберта Эренстрема и саксонского дипломата Георга Гельбига появился миф о Потёмкинских деревнях, под которыми подразумевались мероприятия, создающие у императрицы ощущение благополучия и процветания, которое царит по всей России. Наспех отремонтированные дороги, рисованные на ширмах селения, счастливые крестьяне вкупе с изобилием на складах и в магазинах должны были радовать императрицу в её инспекции. Сплетни подхватили французы, и чем больше лет отделяло новых мемуаристов от предпринятого вояжа, тем больше гротеска было в описании феномена, который в народе назвали очковтирательством.
Доля правды в этих сплетнях всё-таки была. Огромные деньги тратились на украшательство мест остановок императрицы и развлечения вроде фейерверков, которые впечатляли даже просвещенного австрийского императора. Вот это движение, которое преследует своей целью сохранить благосклонность первого лица в государстве, движение спешное, позволяет мне проводить параллели с прямой линией президента.
Чудотворное воздействие главы государства на частные процессы, которые происходят в нашей стране, стали притчей во языцех, и 2019 год не стал исключением.
На заправках одной сети аккурат перед прямой линией упали цены на бензин. В среднем на полтора рубля. Чем не волшебство? Красноярский край успел отличиться дважды. Не успел президент поручить губернатору разобраться с парковой зоной в одном из микрорайонов, как губернатор Александр Усс — ещё до окончания общения президента с людьми — оказался среди жителей, энергично общаясь и, разумеется, не находя никаких причин не решить проблему.
В Архангельской области со строящегося мусорного полигона в Шиесе, против которого выступают защитники экологии, вдруг вывезли всю строительную технику. Вроде бы нет строительства — и нет вопросов к документам.
Китовая тюрьма в Приморье практически в прямом эфире начала расставаться с белухами и косатками. При этом три месяца после того, как президент поручил разобраться с этим вопросом, млекопитающие оставались на своих местах, а владелец тюрьмы яро защищал свою собственность.
Как мы могли видеть, в прямом эфире, который смотрит президент, рассасываются очереди к врачам. К тем самым специалистам, куда в обычное время люди не могут попасть.
Следственный комитет решил не отставать в демонстрации своей эффективности и завёл уголовное дело на директора нефтеперерабатывающего завода, который не платил зарплату 121 сотруднику. Также завели дело по жалобе жителей села Варна в Челябинской области, которое разрезали пополам железнодорожными путями, не устроив переезд. Проводят проверку по жалобам жителей аварийных домов в Асбесте Свердловской области.
Россия — это страна, в которой нет нерешаемых проблем. Страна, в которой нет проблем с коммуникацией между чиновниками и людьми. Правда, механизмы решения тех самых проблем начинают двигаться быстрее, когда своё внимание на них обращает глава государства. Это наш национальный феномен.
«Я езжу по стране. И даже через свежепокрашенную траву и скамейки видно, что происходит на самом деле», — сказал Владимир Путин во время прямой линии. «Когда видно, тогда и происходит», — добавила бы я.
Прекрасно, что у нас есть такой инструмент, как прямое общение президента с народом. Прекрасно, что у нас есть его внимание, в фокусе которого министры, руководители регионов и муниципалитетов обретают дополнительный чудотворный импульс.
Но я бы призвала наших чиновников привыкать к прозрачности нового времени. Внимание снизу работает не менее эффективно. За покрашенными фасадами живут люди, которые умеют и хотят высказываться о наболевшем.
Так что за подновленными газонами и скамейками, как из-под легендарной Потёмкинской ширмы, всё ярче просвечивает реальность, которую наспех не скроешь. Это значит, что того самого чудодейственного внимания президента будет всё больше.