Отложенная месть
о новых беспорядках в Каталонии
Так получилось, что я был в Барселоне как раз во время референдума об отделении Каталонии от Испании. И собственными глазами наблюдал реакцию испанских властей на улицах в виде противостояния полиции и митингующих. И каждую ночь весь город стучал в кастрюли.
Тем не менее референдум воспринимался скорее как попытка местных властей шантажировать мадридское правительство. Когда же дело дошло до гордых реляций о числе проголосовавших, стало ясно, что грань могут перейти в любой момент.
Именно тогда все крупные европейские компании, которые имеют в Каталонии свои заводы, предупредили, что в случае отделения они переезжают в более легитимные места. Вообще-то, именно эти заводы, а также туризм — основа финансов Каталонии. Каждая пятая машина в Испании собрана в Каталонии, плюс запчасти — 56 200 рабочих мест и 23,2% всего автомобильного экспорта Испании.
Так как туристов тут активно выживают на уровне политики мэрии Барселоны, которую возглавляет совершенно сумасшедшая левачка, закрытие заводов стало бы завершением финансовой независимости территории. Но люди, которые предстали вчера перед судом в Мадриде, тупо гнули свою линию. Ну и, в общем-то, допрыгались. Мадрид недрогнувшей рукой разогнал националистическую лавочку, и лидер их Пучдемон побежал прятаться в Брюссель.
В Брюссель, который, кстати, с большим неодобрением смотрел на перспективы появления новой страны с неизвестным статусом (кто вам сказал, что вы Евросоюз?) на территории ЕС. Лозунг «Каталония — новое государство Европы» звучал как «котлета по-киевски». А что потом начинается, уже все всё знают. Хотя и делают вид.
Вообще-то, ничем, кроме политических амбиций и авантюризма, невозможно объяснить, зачем Каталония подвела себя под объявление независимости от Испании. Потому что у неё вообще уникальный статус внутри страны с огромными полномочиями местного правительства — решение 2006 года.
И как местные распорядились небывалыми свободами? Шаг за шагом убивали, например, свою дойную корову — туристическую жемчужину Барселону. Сначала лозунгами Tourists Go Home. Потом мерами по ограничению краткосрочной аренды жилья. Потом слоган «Туристы, валите домой!» перешёл со стен и граффити в официальную политику мэрии. Например, прямым противодействием мерам по ограничению преступности. Так как от массового воровства на улицах местные банды приступили к грабежам, некоторые граждане начали создавать ячейки по самообороне. Так вот, мэрия запретила им действовать. А полиция не справляется.
Ну, и хорошо, говорит левый мэр Барселоны Ада Колау. Чем меньше туристов, тем лучше. С этого года туристический сбор будет €4 в сутки на человека.
Вообще-то, незалежная Каталония — это плод фантазии современных местных левых политиков, не более того.
Там ведь сложилась удивительная ситуация: исторически проигравшие левые со времени смерти Франко (а было это совсем недавно), в общем-то, все эти годы переписывали историю под себя. Им было нестерпимо больно сознавать, что «диктатор Франко» сумел удержать страну от распада, нищеты и т. д., и т. п. вплоть до 1975 года. А всё потому, что прищемил хвост коммунистам и анархистам — тем самым, которые взрывали театры, полные людей, в центре Барсы. Которые устроили кровавую бойню в Испании, спровоцированную Иосифом Виссарионовичем. И за то, что он их поставил на место ровно, они все кличут его фашистом. Ага. Фашист-сефард — видали мы сказки и посмешнее.
Собственно, вся эта неприкрытая схема: немного автономии, потом ещё чуть больше автономии, потом расширенная автономия, потом референдум и отделение — это настолько «по методичке», что даже неинтересно. Но всё это — отложенная месть генералу Франко.
Вчера лидерам каталонского путча пытались вменить мятеж, но для мятежа не хватило трупов и поджогов. Для подтверждения факта мятежа необходимы насильственные действия, направленные на свержение существующего конституционного строя. Вообще-то, за мятеж полагается 25 лет тюрьмы. Поэтому вменили подстрекательство к восстанию и растрату общественных финансов, что тоже логично. Бывшего руководителя Каталонии Пучдемона осудили заочно. Апелляции решение суда не подлежит.
Естественно, что в Барселоне тут же начались беспорядки.
Тысячные толпы молодёжи, которые называют себя Tsunami Democràtic, напрямую связаны с сегодняшними барселонскими руководителями. Они по последней гонконгской моде заблокировали аэропорт, и более 100 рейсов пришлось отменить. Полиция бьётся до последнего, пытаясь зачистить если не весь аэропорт, то хотя бы центральную его часть и освободить проходы к стойкам регистрации. Но толку от регистрации не очень, потому что на самолёты не могут попасть экипажи. Удивительно, что только 58 человек обратились за медпомощью в такой обстановке.
Глядя на весь этот движ, можно подумать, что все каталонцы спешат проснуться с ощущением счастья без мадридской власти. Но, что бы ни говорили барселонские, число выступающих за отделение от Испании, достигшее рекордного показателя 48,7% в октябре 2017 года, в настоящее время составляет 44%, а 48,3% каталонцев — против независимости. То есть громче всех опять меньшинство. Как известно, когда демократия противоречит демократам, то она погибает первой в этом конфликте.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.