Откровения Джулиани
о доказательствах коррупции американских демократов на Украине
Честно говоря, я до сих пор не понимаю, почему эта новость ещё не взорвала все средства массовой информации на планете. Точнее, слишком хорошо понимаю — и представляю себе бессильную злость хозяев многих мейнстримных СМИ, которые в кои-то веки не могут ничего поделать с прорывающейся сквозь завесы фейковых новостей правдой. Могут только притвориться, что не замечают её, но это в любом случае ненадолго. Вода, как известно, дырочку найдёт.
Речь идёт о серии твитов бывшего мэра Нью-Йорка, друга и личного юриста президента США Дональда Трампа Рудольфа (Руди) Джулиани о его расследовании коррупционных схем американцев на Украине.
В мае этого года много шума наделала история с несостоявшейся поездкой Джулиани в Киев. Враги Трампа сначала перепугались, что Джулиани вытянет из свежеизбранного президента Украины Владимира Зеленского компромат на «большую белую надежду» демократов (Джо Байдена), а потом с облегчением выдохнули, поскольку Руди заявил, что в Киев не поедет. «Я оказался бы в окружении людей, которые являются врагами президента и в некоторых случаях врагами Соединённых Штатов», — заявил Джулиани в интервью Fox News.
Что заставило Джулиани отказаться от поездки, которая могла бы дать ему (и Трампу) роскошный компромат, способный раз и навсегда покончить с претензиями Джо Байдена на президентское кресло? Долгое время это оставалось тайной. В колонке «Тёмные тайны Киева» я предположил, что Дональд и Руди просто приняли решение не торопиться, ведь до выборов было ещё далеко. Но и сам чувствовал, что это объяснение выглядит натянутым: ни один политик по доброй воле не отказывается от возможности уничтожить соперника, если такая возможность сама плывёт в руки.
И вот в эти выходные наконец всё прояснилось.
«После сотен часов и месяцев исследований я собрал свидетелей и документы, которые раскрывают правду, стоящую за этим импичментом, и показывают, что Дональд Трамп не совершил правонарушений», — гласит закреплённый на шапке Twitter Руди Джулиани пост с пометкой «Будапешт. Киев. Вена».
Действительно, в начале декабря личный юрист Трампа всё-таки посетил Украину, причём его поездка на этот раз не афишировалась. В Киеве он встречался с Александром Дубинским, депутатом Рады от партии «Слуга народа» и человеком, близким к олигарху Игорю Коломойскому. Вторым контактом Джулиани на Украине был ещё один депутат, бывший член Партии регионов Андрей Деркач, который в октябре этого года обнародовал данные о вмешательстве украинских чиновников в выборы 2016 года в США.
Но ещё до того, как посетить «мать городов русских», Джулиани заехал в Будапешт и Вену. И вот там встретился с людьми, которых без особого преувеличения можно назвать ключевыми свидетелями по делу о коррупционных схемах американцев на Украине. Среди них два бывших генпрокурора Украины (Юрий Луценко и Виктор Шокин), бывший «прокурор АТО» Константин Кулик, бывший глава ЦИК Украины Михаил Охендовский и другие. То, что они рассказали Джулиани, потрясло даже видавшего виды матёрого американского лоера.
«Вымогательство, взяточничество и отмывание денег выходят за рамки дела Байдена. Кроме того, заговор национального комитета Демократической партии с Украиной с целью уничтожить кандидата Трампа», — написал Джулиани в другом твите.
То, что начиналось как расследование коррупционной деятельности семьи Байденов, — сын вице-президента Хантер стал членом совета директоров компании Burisma, где получал полмиллиона долларов в год просто «за имя» — вылилось в разоблачение колоссальной «прачечной» по отмыванию денег, в которой свои доли имели многие высокопоставленные чиновники Белого дома, Госдепартамента, американских спецслужб.
Вот ещё один твит Джулиани: «Импичмент от демократов за невиновное поведение призван помешать таким расследованиям коррупции во времена Обамы: миллиарды отмытых долларов, широкое нецелевое использование миллиардов (преимущественно долларов США), вымогательство, взяточничество, заговор национального комитета Демократической партии с Украиной с целью уничтожить кандидата Трампа».
Конечно, Руди повторяется («заговор… с целью уничтожить кандидата Трампа»), но это и понятно — в конце концов, для того Дональд Трамп его и нанял, и направил в Восточную Европу, как собаку-ищейку, которая обязательно раскопает правду, как бы глубоко она ни была зарыта.
А то, что «собака» раскопала не просто улики, обличающие бывшего вице-президента, и не только нити, тянущиеся из Киева через Атлантику в штаб-квартиру Хиллари Клинтон, — так кто мог такое предположить?
Джулиани «отстрелялся» своими твитами в воскресенье. А уже в понедельник глубоко уважаемый всей либеральной публикой журнал The New Yorker порадовал читателей лонгридом Адама Энтуса, посвящённым попыткам Руди Джулиани и экс-генпрокурора Украины Юрия Луценко «опорочить» Джо Байдена. Удивительная оперативность! Впрочем, текст, конечно, был написан заранее — редакция The New Yorker просто ждала подходящего момента, чтобы его опубликовать.
Должен признаться, я прочёл этот гигантский (почти 70 тыс. знаков!) текст с большим интересом. Энтус, специализировавшийся на статьях о разведке и тайных операциях спецслужб ещё в The Washington Post, безусловно, умеет закрутить интригу и удержать внимание читателя. Ему хорошо известен секрет длинных текстов про политику: чтобы их не было скучно читать, в центре повествования всегда должен стоять человек. Таким «героем» статьи Энтуса стал Юрий Луценко — человек, сменивший на посту генпрокурора Украины Виктора Шокина. А Шокин был тем самым генпрокурором, на увольнении которого настаивал Джо Байден, шантажируя тогдашнего президента Украины Порошенко миллиардом долларов, уже выделенных МВФ на поддержку «юной украинской демократии».
«В декабре 2015 года Байден выступил с речью в украинском парламенте: «Недостаточно создать новое антикоррупционное бюро и назначить специального прокурора по борьбе с коррупцией. Генеральная прокуратура остро нуждается в реформе».
Байден пригрозил заблокировать миллиард долларов в МВФ… если Порошенко не уволит Шокина. Порошенко пытался сопротивляться, но, как сказал мне один из его бывших советников, «другого выхода не было, приближался срок (выдачи кредита МВФ. — К. Б.), он вынужден был уволить Шокина из-за денег».
Адам Энтус пытается уверить читателя, что Байден настаивал на увольнении Шокина, переживая за борьбу с коррупцией на Украине. Правда, делает он это так топорно, что только очень наивный человек поверит в его версию: «Во время разговора (с Энтусом. — К. Б.) Шокин сделал необоснованное утверждение, что Байден снял его с работы, потому что он занимался расследованием Злочевского (олигарха, хозяина компании Burisma. — К. Б.) и Burisma. Украинские и американские чиновники сказали мне (выделено мною. — К. Б.), что ситуация была совершенно противоположной и что Шокина фактически уволили за то, что он не расследовал Burisma и другие подобные случаи, несмотря на призывы посла Пайетта».
Расспрашивать украинских чиновников о коррупции — примерно то же самое, что спрашивать лис, кто виноват в том, что из курятника пропадают куры. А что касается их американских коллег, то сам Энтус в той же статье приводит следующий эпизод: когда в январе 2019 года один из помощников Джулиани организовал разговор по скайпу между своим боссом и Виктором Шокиным, Руди пригласил Шокина прилететь к нему в Нью-Йорк для более подробной беседы. Однако чиновники из американского консульства, проконсультировавшись с послом Мари Йованович (отозвана в мае 2019 года по личному распоряжению Трампа, обвинившего её в нелояльности), отказали Шокину в выдаче визы. Ясно же — из самых благородных побуждений! Дипломаты просто не хотели, чтобы погрязший в коррупции прокурор ступил на священную американскую землю.
Но если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. Почти год спустя Джулиани всё-таки встретился с Шокиным, пусть для этого ему и пришлось приехать в Венгрию.
Теперь Шокин — один из главных свидетелей Джулиани в его расследовании коррупционных связей людей Обамы на Украине. Но самым главным всё-таки остаётся Юрий Луценко, с которым Руди тоже встретился в «убежище на окраине Будапешта».
История Юрия Луценко, подробно изложенная в статье в The New Yorker, даёт ответ на вопрос, почему в мае Джулиани отказался от поездки в Киев.
Дело в том, что Луценко с самого начала рассматривался Джулиани и его командой как ключевой свидетель по делу Байденов. Он стал генпрокурором Украины с одобрения американцев, считавших его «полезным реформатором». «Перед утверждением назначения Луценко он трижды встречался с Джорджем Кентом, заместителем главы миссии посольства США, — пишет Энтус. — Кент сообщил своим коллегам в Вашингтоне, что, по его мнению, правительство США может работать с Луценко». Это лишь один пример того, как делались (да и сейчас делаются) дела на Украине после переворота 2014 года. Страна целиком находится под внешним управлением, все важные решения принимаются не в правительстве или парламенте, а в посольстве США.
Но когда Луценко решил, что может сам определять, кого из украинских коррупционеров он может брать в разработку, ему тут же дали по рукам. Сменившая Джеффри Пайетта на посту посла США на Украине Мари Йованович объяснила Луценко, что она и другие американские чиновники лучше знают, кем должна заниматься Генпрокуратура.
«Если Луценко привержен реформам, — добавила она, — ему следует внимательно посмотреть, не являются ли некоторые из его собственных сотрудников частью коррупционной проблемы».
«Луценко, — пишет Энтус, — был возмущён тем, что ему диктует американский посол. По словам помощника генпрокурора, Луценко сказал Йованович: «Послушайте, люди, которых поддерживает ваше посольство, тоже не ангелы».
После победы на выборах 2016 года Дональда Трампа конфликт между Луценко и Йованович усилился ещё больше. Когда в мае 2018 года Луценко прилетел в Нью-Йорк, чтобы принять участие в мероприятиях ООН, посвящённых борьбе с коррупцией, украинские дипломаты пытались организовать для него встречу с генпрокурором США Джеффом Сешнсом. Луценко понимал, что новая команда президента Трампа заинтересована в информации о коррупционных схемах людей Обамы, и пытался сделать на этом политический капитал. Но посол Украины в США получил чёткое указание от Йованович — не допустить встречи Луценко и Сешнса. «Дипломаты и сотрудники правоохранительных органов США, пришедшие к выводу, что Луценко намеренно преследует реформаторов, поддерживаемых Америкой, вместо того чтобы сосредоточиться на реальных случаях коррупции, предпочли не организовывать ему встречи, которых он добивался», — обтекаемо пишет Энтус.
Луценко, разумеется, разозлился. В январе 2019 года он прилетел в Нью-Йорк, чтобы встретиться с Джулиани в его офисе на Парк-авеню. С собой он взял документы, доказывающие, что Burisma платила Хантеру Байдену и его деловому партнёру Арчеру за покровительство вице-президента США.
Один из помощников Джулиани с некоторым пафосом рассказывал Энтусу: «Вошёл Луценко с пылающим оружием!» Руди, разумеется, ухватился за свидетельство Луценко, предложив ему помочь организовать встречи на высоком уровне в Вашингтоне.
Какое-то время Луценко активно сотрудничал с Джулиани. Но потом всё изменилось.
В мае, незадолго до планировавшегося визита Джулиани в Киев, где должна была состояться его встреча с новым президентом Украины — возможно, при участии Луценко, произошла загадочная встреча генпрокурора «с американским другом, который предупредил его, что его связь с клеветнической кампанией против Байдена и Йованович наносит серьёзный ущерб интересам Украины в США». И Луценко отступил. 16 мая он сказал в интервью агентству Bloomberg News: «Хантер Байден не нарушал никаких законов Украины — по крайней мере, на данный момент мы не видим никаких нарушений. Компания может платить членам своего правления столько, сколько считает нужным».
Джулиани, разумеется, пришёл в ярость. «Всё шло хорошо, но это подорвало все наши усилия», — заявил он Энтусу. Именно отказ Луценко подтвердить свои первоначальные показания и стал причиной, по которой Руди отменил свой визит в Киев.
Не приходится сомневаться, что на Луценко надавили — в лучших традициях старой доброй мафии. Возможностей для этого у пресловутого deep state (глубинного государства), развязавшего войну с Дональдом Трампом, было достаточно.
Однако совсем недавно Луценко, уехавший в Венгрию, снова неожиданно осмелел. Он дал интервью правому телеканалу One America News Network (одному из немногих, поддерживающих Трампа), в котором обвинил американские СМИ в том, что они «неправильно» настроили его против Джулиани. А ещё он обвинил экс-посла Йованович в том, что она солгала под присягой, когда заявила, что Луценко якобы не сказал ей, почему хочет встречи с генпрокурором США.
И вот это обвинение — настоящая бомба, куда там делу о коррупции Байдена.
Дело в том, что на протяжении нескольких лет генпрокурор Луценко пытался отыскать пропавшие $7,4 млрд, принадлежащие Украине. Это облигации, выпущенные правительством Украины ещё при Януковиче, скупленные американской фирмой по управлению активами Franklin Templeton. В недрах Templeton украинские миллиарды просто растворились — теперь представители фирмы говорят, что это были «инвестиции Templeton в украинскую экономику, а не инвестиции Украины в Templeton». Луценко не раз обращался с письмами в ФБР и американский Минюст с просьбой вывести на след пропавших миллиардов, но безуспешно. В эфире One America News Network он демонстрирует одно из этих официальных обращений, утверждая, что именно дело Templeton и было той причиной, по которой он искал встреч с Джеффом Сешнсом, а потом с Уильямом Барром, генпрокурорами США. И Мари Йованович об этом прекрасно знала, но солгала под присягой.
«Я понял, в чём смысл, — заявил Луценко, — когда узнал, что одним из инвесторов Franklin Templeton был Адам Шифф».
Тот самый Адам Шифф, который громче всех кричит сейчас в конгрессе об импичменте Трампа.
Вот пазл и сложился. И это — пусть и нехотя — вынужден признать даже Адам Энтус, чей детективный лонгрид явно должен был дискредитировать Луценко в глазах американской публики.
На протяжении многих лет американские «управленцы» использовали Украину и царящий там беспредел в личных целях. Конечно, главной причиной «майдана» и последующего госпереворота на Украине было желание США ограничить влияние России на постсоветском пространстве. Но и о своих бизнес-интересах друзья «юной американской демократии» ни на секунду не забывали!
Сколько миллиардов было отмыто на Украине, ещё предстоит выяснить. Но расследование Джулиани уже показало, что с 2014 года Украина была абсолютно подконтрольным квазигосударственным образованием, главный смысл существования которого заключался в обогащении части американской элиты, тесно связанной с Демократической партией США. «Украинское направление» американской внешней политики превратилось в полумафиозный картель, выкачивающий из оккупированной территории деньги и ресурсы. В этой схеме были замешаны не только американские дипломаты, но и вице-президент Байден, конгрессмены (тот же Адам Шифф), чиновники из ФБР и Минюста, люди из команды Обамы, а может быть, даже и сам 44-й президент США.
И эту чудовищную, убийственную для американской элиты правду уже не скроешь, как бы ни хотелось этого врагам Трампа. Шила в мешке не утаишь.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.