Вброс для собак Павлова
о почти полной уверенности британского правительства в российском вмешательстве
Британское правительство «почти уверено», что Россия вмешивалась в выборы в Соединённом Королевстве. Очередная попытка винить иностранцев в собственных бедах (а-ля «с высокой степенью вероятности») демонстрирует, в каком отчаянии пребывают на Даунинг-стрит, теряя контроль над дискурсом.
Был ли это «Доклад о России»? Британские СМИ с рефлексами собаки Павлова отнеслись к нему именно так — и даже ждали у крыльца бывшего лидера оппозиции Джереми Корбина. Бедный Корбин. За четыре горемычных года лидерства на него навешивали ярлык то чешского агента, то гэдээровского, то даже советского. Доходило до того, что флагманская программа БиБиСи Newsnight накладывала его фотографию на фон Кремля. А теперь, когда он ушёл с поста, его всё равно подкарауливают у дверей, потому что «почти уверенно» можно сказать, что «российские субъекты» «способствовали распространению» в интернете ПРАВДИВОЙ информации о консерваторах.
«Почти уверенно» — это «с высокой степенью вероятности» на новый лад. Фраза практически без смысла, но с веским таким намёком. А вместо «ГРУ» теперь говорят «российские субъекты».
Ни доказательств, ни фактов, главное — спустить с поводка собак Павлова, и желательно, чтобы они бежали в неправильном направлении.
«Российский субъект» — это кто? Российский гражданин? Какой-нибудь паренёк, который торчит в интернете, сидя в семейных трусах у мамы на кухне в Ростове-на-Дону? Или предполагается, что это сам президент Путин развлекается в Reddit? Любой из этих вариантов (или ни тот, ни другой), но ясно, что предполагается второй.
Но, конечно, это был никакой не «Доклад о России». Это был вброс британского правительства, которое понимает, что больше не в силах препятствовать публикации настоящего отчёта о России — после того как недавний конфуз лишил его контроля над парламентским комитетом по разведке и безопасности, который вот уже почти целый год блокировал публикацию отчёта.
Дело в том, что консерватор-ренегат Джулиан Льюис договорился с оппозиционными парламентариями в комитете и выставил свою кандидатуру против собственного однопартийца, экс-министра Криса Грэйлинга. Победил его и быстро был исключён из партии.
Когда я впервые встретил будущего главу комитета по разведке и безопасности, он был тайным агентом, внедрённым в ряды лейбористов! На короткое время он возглавил отделение партии в лондонском избирательном округе Ньюхэм Норт-Ист (хотя было известно о его консерватизме и контактах с деятелями «глубинного государства» из «Ассоциации свободы») и повёл арьергардные бои в защиту министра Реджинальда Прентиса. Тот держал оборону от товарищей по партии, а в итоге стал самым высокопоставленным лейбористом, перебежавшим в стан консерваторов.
В следующий раз я встретился с Льюисом вначале 1980-х, когда шёл маршем бок о бок с главой Кампании за ядерное разоружение, монсеньором (в те годы он был священником) Брюсом Кентом. Мы шли 600 с лишним километров от Фаслейна, пункта базирования ядерных подлодок, до Бергфилда, места производства ядерных вооружений. Каждый вечер мы выступали на митинге против того, чтобы Рейган размещал в Европе крылатые и баллистические ракеты. И не было у нас более преданного спутника, чем Джулиан Льюис! Он преследовал нас на каждом шагу и каждый вечер на каждом митинге критиковал — впрочем, вежливо. Его цель была проста: чтобы флаг НАТО развевался даже в самой негостеприимной среде. С этим он справлялся хорошо.
Если консерваторы считали, что у Джулиана Льюиса конфликт интересов и он разрывается между государством и правительством, теперь, когда его исключили из партии, они узнают, каков он на деле.
Потому что, хотя будут попытки сделать так, чтобы в докладе о России говорилось о России, в действительности он — о Консервативной партии.
Уверен, после разоблачения «российские субъекты» на поверку окажутся спонсорами консерваторов. И не только не агентами Кремля — многие из них на дух не переносят Владимира Путина, а некоторые даже бежали из России! Это могут быть «субъекты» и «россияне», но это не «российские субъекты» в том смысле, в каком это будут подносить консерваторы и их СМИ.
Многие из них финансировали Консервативную партию, чтобы лучше обустроить собственные гнёздышки в Лондоне и его окрестностях. Некоторые таким образом старались удержать себя и свои зачастую нечестно нажитые средства как можно дальше от российского правосудия.
Лондон кишит олигархами: российскими, саудовскими, китайскими, разными. Как противник олигархии, я питаю к российским олигархам не больше симпатии, чем к арабским, и защищать их не собираюсь. Но не буду я защищать и присосавшуюся к ним правящую Консервативную партию. Особенно такую, при которой российско-британские отношения находятся в наихудшем состоянии за последние 100 лет.
Twitter автора — @georgegalloway.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.