Потешное зрелище
о присуждении Евросоюзом премии имени Сахарова белорусской оппозиции
Каждый, у кого есть глаза и уши, уже давно понял, что мы живём во времена чудовищной инфляции всего — слов, денег, здоровья, мыслей и людей. Причём процесс стремительный и набирает обороты. То, что вчера называли идеальной, образцовой демократией, вылилось в американские выборы, то, что вчера было образцовым примером свободы слова, обернулось тупой партийной пропагандой. Борьба за экологию обернулась коллективной гретойтунберг, а премия Нобеля по литературе обернулась нечитаемыми опусами.
Кстати, о премиях. Вот тут оппозиция Белоруссии стала победителем премии «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова за 2020 год. Об этом нам сообщил в четверг глава Европарламента (ЕП) Давид Сассоли на пленарной сессии в Брюсселе.
Если бы мы не знали, что в разные годы на эту премию номинировались члены панк-группы Pussy Riot, бывшая украинская лётчица Надежда Савченко, белорусский оппозиционер Алесь Беляцкий и российский экс-губернатор Борис Немцов, то, конечно, так бы и сидели открыв в изумлении рты. Но премия имени создателя водородной бомбы академика Сахарова уже так давно подвергается со всех сторон коррозии, что никто особо не удивился.
И всё же — что такое, по мнению Европарламента, «белорусская оппозиция»? Домашняя хозяйка Тихановская, писательница Алексиевич, айтишница Вероника Цепкало, немецкая флейтистка Мария Колесникова, бухгалтерша Ольга Ковалькова. И вот этот весь Pussy Riot (который и в Белоруссии-то не находится по большей части) и есть белорусская оппозиция, которая сделала что-то такое, что стоило бы премии? Даже не будем говорить, что это денежная премия. Правда, непонятно, в какой стране они будут платить с неё налог.
Все, кто следит за перипетиями белорусской жизни, знают, что самые громкие девушки из этой компании как бы не являются самостоятельными фигурами, а выступают заменителями собственных мужей. И есть только один реальный кандидат — Ковалькова, и та с рейтингом 0,25%. Ну просто обалденная оппозиция, достойная премии не только Сахарова, но и Нобеля — чего уж там мелочиться. Что, чёрт побери, выдающегося сделала мадам Тихановская? Катается по Европе и читает довольно бредовые тексты с чужого листа. Что сделала Алексиевич в своих вечных метаниях от воспевания Дзержинского до берлинской кассы? Больше всех неприятностей огребла флейтистка — и да, мы её все жалеем.
А ещё обидней, конечно, что рядом с этим балаганом на выезде номинировались люди, которые подвергаются за свою деятельность реальной опасности — архиепископ Мосула, например. Или вот, скажем, экоактивисты из города Эль-Гуапиноль, что в Гондурасе. Вы себе представляете, что значит вступать в схватку с правительством Гондураса?
Кто вообще когда-нибудь был в этом самом Гондурасе? Оттуда люди тысячами бегут, и вовсе не от председателя совхоза Александра Григорьевича — от голода бегут, нищеты и бандитизма.
Это вам совсем не Минск с его вылизанными улочками и сытенькими айтишниками, которые «устали от Лукашенко». Устал — отдохни. На кнопки давить — не мешки ворочать.
И тем не менее находятся в Гондурасе люди, которые умудряются при всём этом ещё и за какую-то экологию бороться. Потому что, собственно, ничего, кроме природы, в этой стране нормального нет. Ну ещё и пирамиды майя. И вот этих реально героических людей Европарламент прокатил с премией.
Евродеятелям сейчас важней картонную белорусскую оппозицию промотировать и всячески выставлять под свет софитов. То есть чисто политическое решение, причём весьма и весьма спорное этически.
Не говоря уже о том, что, поскольку теперь все ищут признаки вмешательства всех во всё, так вот же оно — и вмешательство во внутренние дела Белоруссии, и давление на власти страны — во всей красе.
Евросоюз пытается надуть эту коллективную лягушку через соломинку, чтобы она выглядела большой и важной. Но тут нельзя переусердствовать — лягушка может и лопнуть. И, да простят меня защитники прав животных, это будет просто потешное зрелище.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.