Концлагеря и пряники
Честно говоря, я давно перестал понимать, о чём думают спичрайтеры Владимира Зеленского, на какой эффект они рассчитывают, готовя для президента очередную речь. По большей части его публичные выступления выглядят как всплески сознания человека, мало связанного с той реальностью, в которой он обитает. Кстати говоря, это, надо полагать, один из факторов, обусловивших катастрофическое падение рейтинга главы государства. Он говорит не о том и не в то время, его призывы и предложения не находят отклика, поскольку людей волнует совершенно другое.
Последнее видеообращение Зеленский записал, находясь в «Феофании» — клинике, где он проходит курс лечения от коронавируса. Адресовано оно жителям Донбасса. Пожалуй, только одно сделано правильно — обращаясь к мятежным территориям, президент перешёл на русский язык. Но всё им сказанное выглядит как бессмысленная игра словами. Зеленский заявил, что делает всё для прекращения войны. Полагаю, что населению двух республик сложно будет поверить этому утверждению. Нынешнее перемирие уже давно перестало быть таковым. Обстрелы с украинской стороны ведутся ежедневно, на линии соприкосновения вновь гибнут люди.
Но главный смысловой пассаж — это попытка убедить Донбасс, что его власти закрывают от него любимую Украину. «Отдельно хочу обратиться к нашим гражданам, к нашим украинцам, которые находятся на временно оккупированной территории. Вы видите сами — Украина для вас открыта. Во всех смыслах этого слова. Вы знаете, кто блокирует КПВВ с другой стороны. Кто разделяет нас. Во всех смыслах этого слова. Уверен, вы не только это видите и знаете, но и сделаете свои выводы. Во всех смыслах этого слова», — сказал украинский президент. По его словам, Украина открыла со своей стороны все КПВВ в Донецкой и Луганской областях. А в Луганской области даже появилось два новых — в Счастье и Золотом.
«Мы открыли в Счастье новый сервисный центр, где люди смогут получать пенсии, соцвыплаты — всего 88 административных услуг. В этом же центре — отделение банка, почта, аптека, комната матери и ребёнка. Удобно, современно, комфортно, безопасно — то есть все те слова, которые должны возникать у наших граждан, особенно на временно оккупированных территориях, когда они слышат слово «Украина», — заявил Зеленский.
Единственное, что он забыл упомянуть, — это причину, по которой власти ДНР и ЛНР решили перекрыть границу. Не полностью, кстати: в каждой из республик открыто по одному КПВВ — в станице Луганская и в Новотроицком. Причина ограничений элементарна: Украина ставит рекорды по числу заболевших коронавирусом. Естественно, процент инфицированных достаточно высок среди желающих попасть на территорию республик.
Республиканские власти принимали решение с одной только целью: обеспечить собственным гражданам защиту от крайне опасной инфекции.
Что же касается заявления о том, что Украина открыта для жителей Донбасса «во всех смыслах этого слова», то я бы считал нужным процитировать высказывания официального лица, прямо ответственного за возвращение мятежных территорий в состав украинского государства. В начале ноября, выступая на телеканале, который принадлежит Петру Порошенко, вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников сравнил Донбасс с опухолью: «Нам главное не взять его обратно — как опухоль, с которой мы не знаем, что делать. Но мы понимаем, что у нас есть два варианта. Это больные территории, ментально в том числе. Есть вариант резекции полной — ампутации. Или лечить». Этот человек выражает не личную точку зрения. Его позиция — это вполне официальный взгляд на вещи.
Чиновник также заявил, что видит выход в «восстановлении украинской ментальности» в ОРДЛО. И это ключевой момент. Для украинской нации Донбасс ещё задолго до войны был «больной территорией», как выразился министр. А «восстановление ментальности» — это насильственный слом идентичности русскоязычного Донбасса, навязывание ему совершенно чуждых культурных и исторических стереотипов. Собственно, именно против этого и выступило население бывших Донецкой и Луганской областей в 2014 году. Чтобы защитить собственный дом от погромщиков с Украины, собственный духовный строй, историю, героев, язык, люди взяли в руки оружие.
И с тех пор ситуация не изменилась. Никакого «восстановления украинской ментальности» как не приняли в начале войны, так и сейчас принимать не желают. Поэтому слова об открытой для них Украине, которые время от времени звучат из уст украинских политиков, они воспринимают как глупость, не имеющую отношения к их жизни.
А есть ещё замечательный законопроект №4327 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упорядочения вопросов, связанных с военнопленными и интернированными лицами в особый период». Он предполагает, что после реинтеграции ОРДЛО на их территории будет осуществлена масштабная чистка. Служба безопасности Украины станет немедленно задерживать и интернировать в спецлагеря (как говорится в законопроекте, принудительно переселять в определённые места и тыловые лагеря для военнопленных) всех подозреваемых в содействии сепаратизму. Возобновление нацистской практики содержания людей, чья вина не доказана, в спецлагерях — это хороший способ привлечь симпатии жителей Донбасса.
Вот такие реалии определяют лицо нынешней Украины. А видеообращение Зеленского записано в каком-то параллельном мире, где нет «больной ментальности» Донбасса, где идею концлагерей невозможно себе даже представить, в которой дружелюбная и ласковая Украина открывает объятия своим гражданам, проживающим в условиях оккупации. И весь этот отчаянный бред Зеленский адресует жителям ДНР и ЛНР. Наверно, он и его спичрайтеры что-то имеют в виду. Но я подозреваю, что их ожиданиям не суждено сбыться.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.