Миру — Минск
об итогах переговоров политсоветников лидеров стран «нормандской четвёрки»
В ситуации, когда угроза новой большой войны на Украине стала реальной, как никогда ранее за семь лет замороженного конфликта в Донбассе, политические советники лидеров стран «нормандской четвёрки» — архитекторов так и не выполненных Минских соглашений 2014—2015 годов — после полугодовой паузы 26 января встретились в Париже. Сделали это для того, чтобы посмотреть друг другу в глаза и понять, есть ли шанс вывести переговорный процесс по украинскому урегулированию из комы.
Заявления участников встречи, превратившейся в переговорный марафон, который продолжался восемь с половиной часов, оказались сдержанными, противоречивыми, но при этом оставляющими свет в конце туннеля. «У нас состоялся непростой разговор, но, может быть, первый такой откровенный разговор для того, чтобы провести инвентаризацию всех проблем, связанных с реализацией Минских соглашений», — сообщил журналистам российский участник парижского переговорного марафона, замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак.
По его словам, нормандский формат способен сыграть определяющую роль в урегулировании конфликта на Украине, но пока влачит жалкое существование. В связи с этим стороны договорились провести дополнительные консультации и через две недели встретиться в Берлине, чтобы попытаться найти развязки по тем проблемам, которые в течение семи лет не разрешены.
На самом деле, не говорить об Украине и Донбассе сегодня могут только люди, полностью выпавшие из информационного пространства или погружённые в свою внутреннюю вселенную. Или неисправимые циники, решившие, что им глубоко плевать на судьбы мира, в том числе и на Украине, — если такие ещё остались.
Все последние годы такой ситуации вообще не было.
В вихре шокирующих новостей на украинскую тему, обрушивающихся на нас в ежедневном режиме и заваливающих с головой, подобно сильнейшему снегопаду, о том, что есть ведь ещё минские мирные договорённости, которые формально никто не отменял, многие как-то забыли.
В самом деле, казалось бы, о какой модели мирной интеграции Донбасса в состав остальной Украины может идти речь с учётом того, что уже произошло и что происходит сегодня?
Минские постулаты выглядят вроде как окончательно утратившими практический смысл. За последние годы Киев сделал всё для того, чтобы сжечь мосты и убедить жителей Донбасса в том, что со страной «победившего «евромайдана», ищущей способы удушения ДНР и ЛНР, а не диалога, им точно не по пути.
Поскольку Украина несёт Донбассу только смерть.
На сегодняшний день украинская сторона подтянула к линии соприкосновения в Донбассе 120-тысячную группировку и имеющиеся у неё лучшие вооружения и военную технику, которые могут быть использованы при попытке реализации наступательной операции против ДНР и ЛНР по «хорватскому сценарию».
То есть игра на обострение продолжается, к концу января 2022 года она достигла пика, в связи с чем положения Минских соглашений выглядят всё более оторванными от реальности.
Если за всё время не удалось выполнить даже пункты об отводе войск и вооружений от линии соприкосновения, не нарушать режим прекращения огня, не говоря уже о неизмеримо более сложной для реализации политической части договорённостей, включая предоставление особого статуса Донбассу, то как бы напрашивается вывод о смерти Минских соглашений и нормандского формата переговоров.
За последние годы Киев перепробовал самые разные способы «откосить» от минских договорённостей, в том числе попытавшись добиться изменения переговорного формата и превращения «нормандской четвёрки» (Германия, Франция, Россия, Украина) уже в пятёрку путём включения в неё США. Однако ни администрация Трампа, ни администрация Байдена эту идею не оценили, не увидели в ней смысла.
Не далее как 19 января посетивший украинскую столицу госсекретарь США Энтони Блинкен заявил о том, что никакого пересмотра минских договорённостей быть не должно, поскольку они остаются единственным планом решения украинского конфликта. Более того, он указал на то, что для выполнения соглашений свою часть пути предстоит проделать Киеву.
В этой ситуации накануне встречи политических советников лидеров стран «нормандской четвёрки» произошло неожиданное. Внесённый в Верховную раду в августе прошлого года законопроект «О государственной политике переходного периода», в котором предполагалось юридически закрепить за Россией определение «государство-агрессор», а также признать недействительными любые документы, выданные в ДНР и ЛНР, включая российские паспорта, внезапно был отозван.
Напомним, что российская сторона отреагировала на этот скандальный документ предельно жёстко, сразу дав понять, что его принятие сделало бы юридически невозможным выполнение Минских соглашений и стало бы равносильно выходу из них Киева.
И вот накануне встречи «нормандской четвёрки» в Париже Киев дал задний ход. Наступив на горло собственной песне, представляющий Украину в «нормандской четвёрке» руководитель офиса президента Зеленского Андрей Ермак, который ещё недавно трубил о том, что в нынешнем виде Минские соглашения невыполнимы и требуют пересмотра, заговорил по-другому.
За два дня до встречи в Париже в эфире телеканала ICTV Ермак, переобувшись в воздухе, назвал Минские соглашения «единственной платформой, на которой сегодня можно работать».
Конечно, тот факт, что находившиеся при смерти Минские соглашения не удалось добить окончательно, вовсе не означает, что нижняя точка пройдена и они однажды будут выполнены.
Однако сегодня переговорный процесс в рамках нормандского формата приобретает новый дополнительный смысл, которого он не имел восемь лет назад.
В условиях катастрофической нехватки инструментов деэскалации украинского конфликта вопрос о том, будет ли новая война, к концу января окончательно стал главным не только для политиков, дипломатов и экспертов Запада и Востока, но и для неискушённых в международных отношениях обычных граждан, живущих по обе стороны российско-украинской границы.
В этой ситуации работа над выполнением Минских соглашений, пусть и идущая черепашьими темпами, снижает риск вооружённого конфликта. То есть получается, что именно сегодня самое время сказать: «Миру — Минск».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Президент Франции Макрон заявил о важности сохранения переговоров в нормандском формате
- Козак назвал сроки следующих переговоров в нормандском формате
- Козак прокомментировал итоги переговоров «нормандской четвёрки»
- Козак сообщил о реакции участников переговоров в Париже на предложения ЛНР и ДНР
- Козак: механизм прекращения огня в Донбассе 2020 года является самым эффективным