Дорогой Эдуарда Лимонова

Короткая ссылка

ко дню рождения писателя

Андрей Рудалёв
Андрей Рудалёв
Публицист, писатель, литературный критик

Эдуард Лимонов предельно чётко чувствовал Россию, прекрасно её понимал. Есть такое уникальное свойство нераздельности с ней, неразрывности. Как бы жизнь ни била, ни кидала, не возникало позы ожесточения и мстительного отчаяния, но, наоборот, ещё большего врастания и вчувствования. От этого и возникает особый пророческий дар, что крест. Предвидения. А писатель именно что всё знал наперёд. Знал, что будет именно так или вообще ничего не будет — только сквозняк и разрастающаяся пустота.

Также по теме
«С его уходом закончилась целая эпоха»: в Москве скончался Эдуард Лимонов
В Москве на 78-м году жизни скончался писатель и политический деятель Эдуард Лимонов. О причине смерти пока не сообщается....

Всё это совершенно уникальные человеческие качества. Они, например, в полной мере проявились у отечественного мыслителя Александра Зиновьева, путь которого во многом перекликается с лимоновским.

Несмотря на то что Лимонов был литературным одиночкой — тем самым вождём, идущим впереди, у него есть определённое сродство и с литераторами-почвенниками. К примеру, Валентин Распутин в самый канун горбачёвской перестройки пишет свою повесть «Пожар» — о пламени, которое «занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка», с указанием на «злой случай» или умысел. О разобщённости людей, занятых на тушении, многим из которых и дела нет до разрушительного пламени, они сами по себе и о себе лишь пекутся. Распутин называл время перестройки «угарным», когда у людей происходит невиданное помрачение умов и они лишаются здравого смысла.

Так же и Эдуард Лимонов, приезжая в перестроечную Москву, с ходу даёт точный диагноз всему происходящему: слышит завывание зверя распада, выпущенного на свободу. Он вылезает из дремучих снегов и вот-вот «страну истопчет и опустошит». Чудище это пробудили в народе обольщающие бесы, обещающие «колбасы и колготки в обмен на души». Или предлагающие ту самую пресловутую банку баварского пива...

В эпилоге книги «Иностранец в Смутное время» лимоновский герой рассказывает своей женщине сказку «о сильном и могущественном народе», который в ситуации отсутствия «реального мускулистого врага» заскучал и стал прислушиваться к альтернативным голосам, рассказывающим всю «правду» о его житье-бытье и истории. Прислушался настолько, что пришёл к выводу о своей порочности. Свою историю этот народ стал воспринимать как несправедливое насилие и цепь преступлений. Помимо внешних сил, в деле этого переосмысления или выверта проявляли немыслимое усердие и старание образованные люди, интеллигенция. В результате этого кризиса «менталитетной сферы» народ «перестал быть Великим». Потому как поверил в ложь и стал жить ею, а также начал «стремиться к абстрактной стерильной справедливости». Беды будут и дальше выпадать на его долю, а сам он будет мельчать, пока не поймёт, что «сила и есть высшая справедливость...».

Он наблюдал и описывал, как у всех на глазах сама история страны превращалась в синоним преступления. Производился небывалый и разрушительный эксперимент по внушению исторического нигилизма, через который возникало отторжение людей от своей страны. Происходило внушение им ложных идей, чужих мыслей, и под эту сурдинку ураганили вирусы разрушения.

Лимонов не просто выявлял и констатировал их, но и преследовал, стремился поразить, что ратоборец. Неслучайны его поездки по горячим точкам: от Приднестровья, бывшей Югославии до пылающего Донбасса. Это не поиск острых ощущений, а своего рода преследование того самого зверя распада и раскола.

Всё потому, что Лимонов был генетически и неразрывно связан с большим стилем, с большой страной — выходец из великой эпохи послевоенных титанов. Опять же это не формула преувеличения: что-то было в том времени особенное, что-то совершенно уникальное в людях, которые через победу преобразились, поднялись над своей человеческой природой. И Лимонов всё это наблюдал, впитал и ни в какой ситуации не мог предать. Уже тогда он писал, что «ревизионисты всего мира» будут «пытаться вытолкнуть русский народ из войны», из победы. Оболгать его.

Он наблюдал и за тем, как постепенно разрушенная большая страна превращается в образ нашего «Древнего Рима».

Но дело тут не в ностальгическом. Не в том, что перевёрнута страница истории, а что сама Россия становится вялой, «задремавшей в прохладе». Что заснула она «без сновидений», пребывает без какого-либо понимания своих перспектив, целей и задач, образа будущего. Поэтому и взывал он к ней: «Иди! Вмешайся! Озверей!» Как сейчас Александр Проханов призывает: «Россия, матушка, душа моя ненаглядная, ощетинься!»

Эдуарда Лимонова во многом можно назвать «проклятым героем». Это формула из романа Захара Прилепина «Санькя», применимая к последователю писателя-политика. Этот самый «проклятый герой» готов на любую форму самопожертвования, он мыслит не столько категориями индивидуального, сколько общего, той самой почвы. Он идёт всегда первым, видит на много порядков вперёд. Уже в смутные девяностые призывает к возвращению Крыма, к защите соотечественников, выступает против националистической заразы и пожирающего всё вокруг культа бабла. Отчего и воспринимался как не от мира сего. Чудак.

Но история, в отличие от её интерпретаторов, предельно объективный судья. Прошло совсем немного времени, и многое, о чём говорил и писал Лимонов, начинает реализовываться. И что особенно символично, с его днём рождения сочеталась дата признания республик Донбасса. Именно за это он сражался. В истории ничего просто так не происходит и любые рифмы крайне важны и значимы.

Эдуард Лимонов не был фантазёром и абстрактным мыслителем. Он, как тот же Александр Зиновьев, отлично понимал, что рано или поздно Россия вернётся к себе настоящей. Что пелена морока спадёт с её глаз. Что произойдёт та самая её социальная регенерация. Что общая цивилизационная её логика будет продолжена, что, как бы ни роняли ваньку-встаньку, он всегда поднимается. Что начнёт собирать вокруг себя разорённое и разбросанное, что стремление к единению в ней сильнее любого раскола.

Давно и многократно замечено, что литература в России прямым образом влияет на ход истории. Ещё Шаламов ставил в вину титанам XIX века беды и горести, выпавшие России в XX веке. Можно говорить и о том, что, например, Александр Солженицын дважды повлиял на ход отечественной истории. Первый раз «Архипелагом ГУЛАГ», а второй — «Россией в обвале». Жизнь и творчество Эдуарда Лимонова — это та же книга. Она длящаяся, раскрывающаяся, в ней пульс отечественной цивилизации. И та же великая эпоха, и «наш Древний Рим». Но главное — деятельная вера в восстановление исторической России, в то, что она вновь станет магнитом, организующим вокруг себя интеграционные процессы, что будет не оставлять и отступать, а признавать и оберегать. Что её сердце вновь станет работать на расширение, что черты той самой великой эпохи проявятся в настоящем, а героическое начнёт отсвечивать в самых простых людях, как это и происходит в Донбассе.

Россия возвращается. Лимонов, ушедший в вечность, идёт параллельно с ней. И на освобождённом Донбассе непременно должна появиться улица его имени.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить