Реквием по формуле Штайнмайера

Короткая ссылка

об отношениях президентов Германии и Украины и «недоразумениях прошлого»

Михаил Ростовский
Михаил Ростовский
Обозреватель газеты «Московский комсомолец»

В ходе телефонного разговора с президентом ФРГ Франк-Вальтером Штайнмайером Владимир Зеленский устранил «недоразумения прошлого». Так, по крайней мере, преподносят ситуацию и официальный Киев, и официальный Берлин. Позволю себе частично не согласиться с этой оценкой. Второстепенные «недоразумения прошлого» в виде демонстративно хамского отношения украинских чиновников к президенту Германии, наверное, действительно сойдут на нет. Однако главное «недоразумение прошлого» — категорический отказ администрации Зеленского от выполнения знаменитой формулы Штайнмайера и Минских соглашений — уже не исправишь и не устранишь.

Также по теме
«Ушли в противоположном направлении»: как на Украине «выполняют» Минские соглашения
Киев выполнил все обязательства, взятые на себя на переговорах по урегулированию ситуации в Донбассе, которые прошли в Париже в 2019...

Вскоре после своего прихода к власти в 2019 году Владимир Зеленский заявил в интервью немецким журналистам: «Вы знаете прекрасно, что ни я, ни моя команда не подписывали этот «Минск». Но мы готовы идти по пунктам к выполнению всех минских договорённостей для того, чтобы наконец у нас был мир». Готовность «идти по пунктам» означала выполнение формулы Штайнмайера — политического алгоритма исполнения Минских соглашений, предложенного нынешним президентом Германии ещё в 2015 году в его бытность министром иностранных дел ФРГ.

Первые четыре года формула Штайнмайера не была зафиксирована на бумаге и существовала только в виде «устного политического творчества». Но на начальной стадии президентства Зеленского она наконец превратилась в официальный документ, согласованный полномочными представителями лидеров Германии, Франции, Украины и России. Кстати, поставив в предыдущем предложении Россию на четвёртое место, я действовал совершенно осознанно. Общая редакция формулы Штайнмайера была согласована 11 сентября 2019 года. А уже в начале октября того же года президент Германии посетил с визитом Грузию. В ходе этой поездки британские журналисты (хорошо, что не «британские учёные») строго допросили его на предмет того, что, создавая свою формулу, он действовал под «диктовку Кремля».

Цитирую тогдашние сообщения информационных агентств: «На вопрос, какова была роль РФ в создании этой формулы и правдивы ли слова пятого президента Украины, лидера партии «Европейская солидарность» Петра Порошенко, что эта формула «написана в Кремле», Штайнмайер ответил: «Я не понимаю ваш вопрос... Аргумент меня удивляет, поскольку присутствовал один из представителей тогдашнего президента». Президентом Украины в момент рождения формулы Штайнмайера был не кто иной, как Пётр Порошенко.

Получается, что пятый президент Украины обвинил немецкого политика в том, в чём он сам принял прямое участие? Получается, что так. Странно всё это? Как станет очевидным чуть позже, совсем даже не странно.

Объясняя в 2019 году в Тбилиси причину создания своей формулы, Франк-Вальтер Штайнмайер среди прочего заявил следующее: «Была ситуация на переговорах в Париже, которые проводились на встрече нормандской контактной группы на высшем уровне. Переговоры не продвигались... Шаги, которые должны были сделать обе стороны, были слишком большими. Именно поэтому формула не содержит ничего более, чем попытку сделать из больших шагов, которые участники
конфликта не хотели делать, ряд меньших шагов, которые, несмотря на
их сущность и последствия, до сих пор надо согласовывать».

Также по теме
Зеленский пригласил президента ФРГ Штайнмайера в Киев
Украинский президент Владимир Зеленский в ходе телефонного разговора пригласил президента ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера посетить Киев.

Бедный, бедный Франк-Вальтер Штайнмайер! Политика с его биографией — напомню, что нынешний президент ФРГ был руководителем ведомства федерального канцлера, дважды занимал должность министра иностранных дел Германии и прочая и прочая, — как-то неудобно обвинять в головокружительной политической наивности. Однако некоторые вещи приходится делать, несмотря на то что «это неудобно». «Переговоры не продвигались» не потому, что «шаги, которые должны были сделать обе стороны, были слишком большими», а потому, что администрация Зеленского в принципе не хотела их делать.

Разбивая «большие и сложные» шаги на маленькие и несложные, Франк-Вальтер Штайнмайер думал, что он оказывает официальному Киеву весомую политическую услугу. Однако, с точки зрения администрации Зеленского, всё обстояло ровным счётом наоборот. Украинское начальство сконструировало сложную и многослойную схему политического обмана и постаралось по максимуму всё замаскировать, целенаправленно всё запутав. Но тут появляется простодушный (только по мнению официального Киева) Штайнмайер, и в мгновение ока вся «одежда короля» валяется на земле в виде грязных лохмотьев. После согласования формулы Штайнмайера всем окончательно стало ясно: Минские соглашения не выполняются не в силу каких-то объективных причин, а в силу того, что киевские власти не хотят их выполнять.

Стоит ли после этого сильно удивляться тому, что нынешний президент Германии превратился в ненавистного для украинской политической верхушки персонажа? В глазах обманщика и махинатора тот, кто его разоблачил, — это обязательно «плохой человек». Жаль, конечно, что этот «плохой человек» не стал в глазах официального Киева «ещё более плохим». Если бы Франк-Вальтер Штайнмайер и вся германская политическая верхушка проявили принципиальность и заявили, скажем, ещё в конце прошлого года, что Минские соглашения не выполняются по вине украинского руководства, то кто знает, как бы дальше развивались события? Возможно, нынешний политический кризис в Европе не был бы таким острым. Но вернуться сейчас к этой развилке истории, увы, уже невозможно.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ранее на эту тему:
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить