Житель Подмосковья Александр Иванов ушёл на спецоперацию добровольцем в апреле 2023 года. В августе он погиб. Родственники Александра хотели похоронить его рядом с их новым местом жительства, в Сергиевом Посаде, чтобы регулярно ухаживать за могилой. Сначала им отказали в предоставлении участка, так как Иванов был прописан в Рязанской области, хотя жил в Наро-Фоминске. После обращения RT администрация Сергиева Посада связалась с родными погибшего бойца и сообщила, что церемония прощания будет проведена со всеми полагающимися почестями на местном воинском кладбище.
- © Фото из личного архива
После запроса RT семья 47-летнего Александра Иванова, погибшего в зоне СВО в августе этого года, получила возможность похоронить его «не по прописке». Как рассказала племянница мужчины Ксения Розова, родные хотели, чтобы могила бойца была в Сергиевом Посаде, куда близкие Иванова переезжали из Наро-Фоминска. Однако сначала местные власти им отказали, поскольку участник СВО был прописан в другом регионе.
Александр Иванов жил в Наро-Фоминске со своей троюродной сестрой, мамой Ксении. «Мы все были очень близки, — рассказала Розова RT. — Дядя был хорошим человеком, но по жизни неустроенным. Всегда всем старался помочь, и сердце, и руки у него золотые были. Очень любил животных: собаку приютил, котят выхаживал».
А вот о себе Александр заботился в последнюю очередь, отмечает его родственница. Возможно, поэтому он так и не поменял свою прописку в Рязанской области. «Это деревня Егошино — она вымирающая, там всего несколько человек оставалось. Но всю жизнь дядя прожил в Подмосковье», — говорит Ксения.
По воспоминаниям племянницы Иванова, после начала специальной военной операции Александр буквально не находил себе места: «Я сама волонтёр. И в сборах активно участвую, и в зону СВО уже шесть раз ездила. Дядя был очень патриотичным. Всё переживал, что молодёжь туда ездит, говорил, ему тоже надо там быть».
В апреле 2023 года мужчина, не предупредив родственников, ушёл из дома в военкомат записываться добровольцем после того, как увидел на улице объявление о наборе.
«На Пасху дошёл до Лобни — так оказался в пункте распределения. Очень обрадовался, что его приняли. Только после этого он рассказал нам, что через три дня уходит на спецоперацию», — говорит его племянница.
Как рассказывает Ксения Розова, сначала Иванова направили для прохождения подготовки в парк «Патриот», а оттуда — на полигон в Коврове, где прикрепили к одной из воинских частей со специальностью «наводчик дальнобойной артиллерии». Именно в Коврове навещавшие Александра родственники видели его в последний раз.
«Героически погиб»
«Дядя маму всё успокаивал, что будет на второй линии, не на передовой. Но 13 августа, когда они поехали прикрывать пехоту, их накрыло обстрелом. В одном экипаже находился командир, ему удалось проскочить. А следом шёл на БТР дядя Саша с водителем, им прилетело», — говорит Ксения.
По словам Розовой, командир сказал, что не может бросить павших товарищей: «Взял двоих бойцов, вернулся за ними. Вытащил тела из БТР, 3 км тащил их на себе ползком. Попали в засаду, сутки выбирались под обстрелами, еле выжили, но смогли вынести погибших сослуживцев».
Во время взрыва снаряда с Александра Иванова сорвало жетон, что осложнило дальнейшее опознание, продолжает его племянница. «Командир вложил в одежду погибших записки, но всё равно на месте их оформили как неопознанные тела. Нам командир сообщил, что дядя Саша героически погиб и что жетона нет. Я подняла тревогу, попросила помочь ребят, с которыми познакомилась во время волонтёрских поездок. Везде ходили, искали, опознавали по военному билету. В итоге нашли дядю за сутки, оказалось, что он в Ростове-на-Дону», — рассказывает Ксения.
«Со всеми почестями»
После того как тело Иванова удалось найти, родственники стали готовиться к организации похорон. Семья решила, что могила должна быть рядом с их новым местом жительства, в Сергиевом Посаде.
«Мы с мамой решили там жить, — продолжает Розова. — У нас уже были куплены два участка под строительство дома. И мой муж похоронен в Сергиевом Посаде. Было бы правильно сделать там семейное захоронение, чтобы все рядом лежали и чтобы мы имели возможность ухаживать за могилой дяди, приходить к нему».
Однако похоронить Александра на том же участке, где покоится муж Ксении, было невозможно — её свекровь, на которую оформлена земля, не дала на это согласие, испугавшись, что «не останется места для неё», поясняет Розова.
Предоставить новый участок в Центре муниципальных услуг в сфере похоронного дела Сергиева Посада поначалу отказались, рассказывает Ксения. «Мне говорят: хороните по месту прописки в Рязанской области, нам своих хоронить негде. Я пыталась объяснить, что дядя всю жизнь в Подмосковье прожил, что мы сами в Сергиев Посад переезжаем. В Егошине, где он прописан, уже людей не осталось, чтобы ухаживать за захоронением. Я считаю, что у человека, который жизнью пожертвовал, отдавая долг Родине, не должно быть заброшенной могилы», — говорит племянница участника СВО.
В администрации Сергиева Посада Ксении сообщили, что не против захоронения бойца «не по прописке», но окончательное решение принимает центр. Розовой также предложили купить дополнительный участок: «Я бы так и сделала, но сейчас денег просто нет, это ещё 150 тыс. рублей надо».
После обращения RT с родственниками Александра Иванова связались представители местных властей и пообещали взять на себя хлопоты по организации похорон.
«Администрация Сергиево-Посадского городского округа оказывает полное содействие в организации похорон. С семьями погибших, как и в данном случае, сотрудники администрации на связи. С данным заявителем также связывались, контакты сотрудников у неё есть. Как только тело будет перевезено к нам в округ, администрация организует транспортировку на автомобиле (катафалк), проведёт все необходимые мероприятия по организации и проведению похорон», — сообщили RT в администрации Сергиева Посада. Там уточнили, что церемония пройдёт на воинском кладбище со всеми полагающимися участнику СВО почестями.