Не один на один
Не один
на один

«Живём изолированно»: пенсионеры из карельской деревни жалуются на отсутствие транспортного сообщения

Бюрократия и право

25 октября 2023, Александра Ермакова

Жители карельской деревни Сельги обратились в редакцию RT с просьбой помочь им наладить транспортное сообщение. В деревне проживают около 50 человек, в основном пенсионеры и инвалиды. Они оказались оторваны от ближайших крупных населённых пунктов, так как к ним не заезжает никакой транспорт. Люди не могут попасть в поликлинику, многофункциональные центры и другие бюджетные учреждения. Нанимать такси для пенсионеров накладно, поэтому они просят пустить к ним хотя бы один автобус пару раз в месяц. Прокуратура констатирует нарушение прав граждан, однако местные власти ссылаются на то, что предпринимателям невыгоден этот маршрут, а свободного муниципального транспорта нет. В правительстве Карелии RT сообщили, что на балансе района есть два автобуса, а купить ещё один удастся лишь после поступления дополнительных доходов в бюджет республики.

В редакцию RT обратилась жительница карельской деревни Сельги Майя Исакова и пожаловалась на отсутствие пассажирских перевозок до ближайших крупных населённых пунктов. По её словам, около 50 человек, проживающих в Сельгах — в основном пенсионеры и инвалиды, — оказались оторваны от цивилизации. Они не могут доехать до поликлиник, многофункциональных центров и других бюджетных учреждений.

«Нашему селу — теперь деревне Сельги — более 800 лет, — рассказывает Майя. — На новгородских картах XVI века она обозначена как крупный Селецкий Погост. В конце XIX века здесь проживало 1,2 тыс. человек мужского населения, а с женщинами — более 2 тыс. Затем три войны, революция, репрессии. К 1960 году осталось чуть больше 800 человек. В 1990-е были уничтожены все предприятия и прекратилось транспортное сообщение. До 1995 года автобус из Медвежьегорска ездил ежедневно через наше село до посёлка Гумарино».

Два раза в неделю в Сельги приезжает автолавка — продукты привозят индивидуальные предприниматели из соседнего села. Жителей также навещает соцработник и фельдшер.

  • Автолавка в деревне Сельги

«Из-за отсутствия автобуса мы не можем попасть к врачу, в парикмахерскую, библиотеку. Автолавка, которая не имеет никакой поддержки от властей, завтра может отказаться к нам ездить. Нанять машину в Паданы стоит 1 тыс. рублей, в Медвежьегорск — 4 тыс. рублей, при этом их в деревне всего две, оба водителя — инвалиды. Мы живём изолированно и, по сути, оказались брошены», — говорит Майя. 

По её словам, она размещала жалобу на отсутствие транспортного сообщения на портале «Народный контроль». Ей даже присвоили статус «Заявка решена», однако автобус в деревню так и не ходит.

Маршрут убыточен

RT обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить обеспечение транспортной доступности жителей деревни Сельги.

В прокуратуре Медвежьегорского района RT сообщили, что в апреле 2023 года администрация Медвежьегорского муниципального района просила главу Паданского сельского поселения организовать транспортное сообщение.

«Прокуратурой Медвежьегорского района в ходе проведённой проверки установлено, что в настоящее время пассажирские перевозки между д. Сельги и с. Паданы не осуществляются, в связи с чем 16.05.2023 главе Паданского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, рассмотрение которого контролируется прокуратурой Медвежьегорского района», — заявили в надзорном ведомстве.

Администрация Паданского поселения объявила аукцион на организацию пассажироперевозок по маршруту Паданы — Сельги, однако по итогу не было подано ни одной заявки от поставщиков. Коммерческие перевозчики ссылаются на то, что такие маршруты для них убыточны.

  • Дорога в деревне Сельги

Так, по словам одного из индивидуальных предпринимателей, деревня Сельги находится в стороне от основной магистрали, дорога до этой деревни грунтовая. Заезд туда увеличит время маршрута минимум на 40 минут в одну сторону, соответственно, увеличится и стоимость проезда, что, по мнению перевозчика, приведёт к недовольству пассажиров, которые едут из села Паданы в город.

«Поскольку районные маршруты для нас и так являются убыточными (и существенно убыточными: убытки на районных рейсах за год составляют примерно 5,5 млн рублей!), то добавлять себе ещё убытков по обслуживанию данного заезда нам вообще нет резона», — сообщил индивидуальный предприниматель главе администрации Паданского сельского поселения в официальном письме.

По словам Майи Исаковой, в Медвежьегорской администрации ей сообщили, что свободного муниципального транспорта у Медвежьегорского района тоже нет.

RT обратился к главе Республики Карелия, чтобы уточнить, возможно ли выделить району автобус, чтобы возить жителей деревни Сельги до города хотя бы пару раз в месяц. Ответ пришёл из Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи. Там пояснили, что перевозки не организованы муниципалитетом в связи с крайне низким пассажиропотоком. При этом, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», расходы, связанные с решением вопросов местного значения, берут на себя органы местного самоуправления за счёт собственных доходов, местного бюджета и межбюджетных трансфертов.

«Учитывая данные финансовой отчётности администрации Медвежьегорского муниципального района, считаем возможным решить вопрос организации пассажирских перевозок в направлении деревня Сельги — село Паданы и деревня Сельги — город Медвежьегорск с учётом предоставляемых межбюджетных трансфертов и приоритетов», — сказали в министерстве.

Там также сообщили, что в 2020 и 2022 годах для Медвежьегорского района было приобретено два автобуса за счёт средств республиканского бюджета.

«Вопрос приобретения для Медвежьегорского района ещё одного автобуса будет рассмотрен при условии поступления дополнительных доходов в бюджет Республики Карелия», — заявили в министерстве.