Коллеги 39-летнего дезинфектора из Москвы Антона Котова, арестованного за нарушения при обработке магазина «Магнит» в Москве, где был куплен арбуз, которым впоследствии тяжело отравились несколько человек, настаивают на его невиновности. Они утверждают, что отравиться этим инсектицидом с летальным исходом невозможно. Уральский дезинфектор Александр Возжаев в поддержку Котова специально съел арбуз, замоченный в таком же веществе.
- Дезинсектор Антон Котов на заседании Пресненского районного суда Москвы
- АГН «Москва»
- © Пресс-служба Пресненского районного суда Москвы
15 сентября в Москве на два месяца арестовали дезинфектора Антона Котова, производившего обработку от насекомых в магазине «Магнит» на Совхозной улице в Москве. 10 сентября несколько человек, купивших в нём арбузы, попали в больницу. Двое из них — девочка-подросток и её бабушка — скончались. При этом за медицинской помощью с симптомами отравления обращались ещё восемь жителей дома, хотя многие из них накануне не ели арбузов.
Версия об отравлении продуктов в ходе дезинфекции появилась у следствия после просмотра записей с камер наблюдения в магазине «Магнит» — на них видно, как 39-летний Антон Котов производит обработку помещения, при этом фрукты и овощи на прилавках ничем не прикрыты.
Котова задержали, руководителя компании «Климовск-Дез», в которой он работал с мая 2021 года, допросили следователи. В отношении мужчины возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Ему может грозить лишение свободы сроком до десяти лет.
Пока в качестве обвиняемого по этому делу привлечён только Котов. Следствие назначило порядка 25 экспертиз, были взяты пробы как в самом магазине, так и в доме, где жили отравившиеся люди. При анализе специалисты обнаружили в образцах из магазина следы вещества цигалотрин — инсектицида, используемого при обработке от насекомых. Кроме того, в крови погибших женщины и ребёнка нашли следы этиленгликоля.
Ответственность за отравление
Адвокат дезинфектора Андрей Сергеев рассказал RT, что ответственность за подготовку торговых помещений к обработке от насекомых лежит на заказчике.
«Котов действовал в соответствии с инструкциями. В п. 102 СанПиН чётко сказано, что ответственность за подготовку помещений к обработке от насекомых лежит на заказчике, а п. 105 того же СанПиН говорит, что продукты, на которые в ходе обработки попали химикаты, должны быть утилизированы», — объяснил юрист.
Он также выразил сомнения в версии об «отравленном арбузе», подчеркнув, что следствием были опрошены и другие покупатели арбузов из того же «Магнита», не заметившие у себя симптомов отравления.
«На видео с камер наблюдения видно, что арбузы лежат в тележке — выше уровня, на котором производилась обработка. С трудом верится, что каким-то образом оказался «отравлен» один-единственный арбуз, а с остальными всё было в порядке», — рассуждает Сергеев.
Он также выразил недоумение по поводу меры пресечения, избранной в отношении его подзащитного.
«Деяние, по сути своей, не виновное, поэтому столь суровая мера пресечения нас, конечно, удивила. Мы уже подали апелляцию, но пока дата нового заседания не назначена», — сообщил адвокат.
«Обычный работяга»
Уже больше недели Антон Котов находится в СИЗО, дома его ждут жена и девятилетняя дочь. Представитель семьи рассказал RT, что супруга в шоковом состоянии после ареста мужа — семья фактически осталась без кормильца, нечем выплачивать кредиты. Маленькой дочке пока боятся рассказывать, куда исчез папа.
«Он обычный работяга, самый простой человек, хороший, добрый, позитивный. Он примерный семьянин, заботливый муж и отец — об этом и его жена говорила на суде по избранию меры пресечения. Всегда честно выполнял свою работу, у него никогда даже административных правонарушений не было. И тут человек совершенно неожиданно для себя попадает в такую среду, оказывается в тюрьме за то, что выполнял свою работу. Конечно, для него это полный шок, и для его родных тоже», — сообщил собеседник RT.
Виноват арбуз?
Дмитрий Кутьев, возглавляющий областной центр дезинфекции «Климовск-Дез», где работал Котов, в своём Instagram сообщил, что в его компании провели масштабные обыски, изъяли реагенты, технику и бухгалтерию. Предприниматель подчеркнул, что считает Антона невиновным, поскольку тот действовал строго по инструкции, а веществом третьего класса опасности «Цигатрин», которым производилась обработка, невозможно отравиться с летальным исходом.
«Средство «Цигатрин» мы используем больше пяти лет, мы каждый день обрабатываем сотни помещений по всей области. Это магазины, банки, почтовые отделения, школы, детские сады, квартиры. Вдумайтесь: если бы это средство было настолько опасным для жизни и здоровья человека, существовали бы мы эти пять лет?» — недоумевает Кутьев.
Он также напомнил, что некоторые жильцы дома по Совхозной улице в Москве, поступившие в больницу с симптомами отравления, не ели арбузов, а многие из тех, кто их покупал, наоборот, чувствовали себя нормально.
На этот момент обращает внимание и адвокат обвиняемого Андрей Сергеев. По его словам, большую роль в «массовых отравлениях» мог сыграть психологический фактор.
«Люди видят новости, знают, что их соседи попали в больницу, что люди умерли. Здесь нельзя исключать и возможность некой массовой истерии: ты получаешь пугающую информацию, начинаешь искать у себя симптомы, находишь их, вызываешь скорую, накручиваешь остальных людей. А причины недомогания в итоге оказываются совсем другими», — поясняет адвокат.
Эксперимент
После ареста Котова в его поддержку выступили коллеги по всей стране. Сотрудники служб дезинфекции настаивают, что вещество цигалотрин не опасно для человека в тех концентрациях, которые мог содержать арбуз из «Магнита». Более того, на Урале дезинфектор Александр Возжаев провёл эксперимент и сам попробовал арбуз, замоченный в этом инсектициде.
Для чистоты эксперимента уральский дезинфектор на несколько суток поместил арбуз в концентрированный цигалотрин, где содержание активного вещества было примерно в 400 раз выше, чем в растворе, которым проводится обработка помещений от насекомых. Мужчина даже проткнул арбуз в нескольких местах, предположив, что на ягоде, которую приобрела отравившаяся семья в Москве, в момент обработки могла быть трещина.
Когда Возжаев разрезал арбуз, мякоть в нём оказалась желтоватого цвета. В разговоре с RT дезинфектор отметил, что не знает, был ли это особый жёлтый сорт или арбуз поменял цвет из-за химикатов. При этом после эксперимента мужчина выразил уверенность в том, что даже таким арбузом отравиться нельзя.
«Я съел его, и со мной ничего не случилось: на вкус это был абсолютно обычный арбуз. В тех местах, где я его проткнул, вещество проникло глубже, появились белые сгустки. В этих местах мякоть приобрела резкий химический запах, а когда я попробовал её на вкус, почувствовал нестерпимую горечь. Есть такой пропитанный цигалотрином арбуз было невозможно. Не заметить этот вкус нельзя — после этого у меня во рту весь день был горький вяжущий привкус. Тем не менее никаких симптомов недомогания у меня не было», — рассказал Возжаев.
Другие версии отравления
Собеседник RT также возмутился тем, что следствие якобы не рассматривает других версий отравления (например, со следами этиленгликоля в крови погибших), а также показаний жильцов дома на Совхозной улице, которые говорили о странном запахе чеснока, замеченном в доме накануне массовых отравлений.
«Что касается следов этиленгликоля в крови, я проводил эксперимент с тосолом, в котором он содержится, и знаете, это и то более правдоподобная версия, чем отравление инсектицидами с арбуза. Тосол сладкий на вкус, не имеет выраженного неприятного запаха, никак не повлиял бы ни на цвет арбуза, ни на вкусовые качества. Другой вопрос: зачем надо отравлять арбуз? — размышляет Возжаев. — Важный момент: жалобы жильцов дома на запах чеснока. И это уже более правдоподобная версия, мы с коллегами считаем её наиболее вероятной. Запах чеснока бывает при обработке фосфином — это крайне опасное вещество, которое у нас в стране при этом свободно продаётся. И, к сожалению, есть так называемые чёрные дезинсекторы, которые просто ходят по квартирам и предлагают обработку от насекомых, при этом не имея лицензий и должного оборудования. Они используют вот эти самые дешёвые таблетки фосфина. А при такой обработке нужна очень серьёзная подготовка по обеспечению безопасности».
Адвокат Андрей Сергеев в разговоре с RT также упомянул о возможности отравления фосфинами и сообщил, что уже подготовил ходатайство с требованием детально рассмотреть эту версию.