Один день, изменивший судьбу Старого Света: 28 июня началась и закончилась Первая мировая война

28 июня началась и закончилась Первая мировая война

История Первой мировой войны началась и закончилась в один и тот же день с разницей в пять лет. 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево молодой сербский националист Гаврило Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его жену, тем самым дав Австро-Венгрии формальный повод к началу военного конфликта с Сербией. 28 июня 1919 года в Версальском дворце был подписан мирный договор, закончивший Первую мировую и перекроивший карту Европы. О дате, которая навсегда изменила судьбу Старого Света, — в материале RT.
Один день, изменивший судьбу Старого Света: 28 июня началась и закончилась Первая мировая война
  • globallookpress.com
  • © Mary Evans Picture Library

Один в поле воин

Утром 28 июня 1914 года невысокий молодой человек вбежал в кофейню на улице Франца Иосифа в Сараево. Его внешний вид говорил о крайней степени нервного напряжения. Это был девятнадцатилетний Гаврило Принцип. Он уже знал, что получасом ранее на набережной сербский националист кинул бомбу в наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда — эрцгерцог не пострадал. Значит, для сотен сербских националистов всё кончено. Полиция быстро найдёт виновных.

Почему два товарища Гаврилы — Мехмедбашич и Кубрилович — не смогли кинуть свои бомбы? Почему Габринович не попал в цель? Почему сам Принцип и оставшиеся террористы не закончили начатое и эрцгерцог смог спокойно уехать в ратушу? Ответить на эти вопросы Гаврило не успел. В 10:50 он вышел из кофейни, и в эту же минуту на улицу въехал автомобиль Франца Фердинанда. Юноша в течение нескольких секунд оценил ситуацию и начал стрелять. Машину наследника от убийцы отделяло всего несколько метров, никакой серьёзной охраны у второго человека Австро-Венгерской империи не было.

  • © Library of Congress/Chronicling America/Historic American Newspapers/The NY Sun

Франц Фердинанд и его жена София Гогенберг ехали по улице Франца Иосифа, чтобы навестить пострадавших во время первого теракта. После выстрелов Принципа они продолжили путь к больнице, но уже в качестве жертв. Молодой националист смертельно ранил наследника и его жену. Свидетели потом рассказывали, что супруги из последних сил прижимались друг к другу и что-то шептали, словно на прощанье.

Неравный брак

Глубокая нежная привязанность Франца Фердинанда к жене была общеизвестным фактом. До свадьбы София — небогатая девушка из графского рода — служила фрейлиной у весьма сварливой княгини. И без того тяжёлый характер последней испортился окончательно, когда она поняла, что наследный принц Франц Фердинанд зачастил в её дом не ради руки одной из юных княжон, а ради прекрасных глаз бедной графини. Софию отлучили от княжеского двора, но безумно влюблённый принц тут же решил ввести её в императорский дворец на правах своей жены.

Император Франц Иосиф столь неравный брак, разумеется, не одобрил. Он сменил гнев на милость лишь через год. Но милость была весьма условной: во дворце Софьей откровенно пренебрегали, членом правящей семьи она не считалась, а её дети ни при каких обстоятельствах не могли получить корону. Благополучие жены значило для наследника гораздо больше, чем дворцовые привилегии, поэтому вскоре супруги оставили столицу.

  • Наследник австрийского престола Франц Фердинанд с женой и тремя детьми.
  • globallookpress.com
  • © Mary Evans Picture Library

Бытует мнение, что даже свою политику Франц Фердинанд выстраивал в пользу тех людей, которые хорошо относились к Софье. Этим воспользовался последний германский император Вильгельм II, который не одобрял морганатические браки, но поощрял сближение с Австро-Венгрией. Почётный приём, который император устроил Софье Гогенберг (в девичестве Хотек), сделал из Франца Фердинанда последовательного германофила. Вторым вектором внешней политики наследника могла бы стать Великобритания: Эдуард VII считал, что запрет на неравные браки — это условность и пережиток прошлого, поэтому оказал Софье приём, достойный будущей императрицы.

Смертельный случай

Во время первой попытки покушения жена Франца Фердинанда была легко ранена: осколок бомбы оцарапал ей шею. Наследник был взбешён. А ведь всего несколько дней назад он сказал, что начинает любить Боснию. Его жена, чешка по национальности, и вовсе испытывала к местным жителям почти братскую любовь. Вот только сами боснийцы этих возвышенных чувств к княжеской чете не питали.

По не совсем понятному стечению обстоятельств эрцгерцога не любили буквально все. Австро-венгерский император Франц Иосиф был не в восторге от своего преемника, Вильгельм II почти открыто насмехался над союзником. Эрцгерцога с его набожностью не любили священнослужители, а простым людям он не угодил безукоризненным поведением в личной жизни. Наследник с уважением относился к славянским народам, проживавшим под игом Австро-Венгрии, но те эрцгерцога просто ненавидели. В общем, люди самых разных национальностей и социальных слоёв не очень хотели видеть Франца Фердинанда императором Австро-Венгрии. 

  • Франц Фердинанд на вокзале в Сараево.
  • globallookpress.com
  • © Mary Evans Picture Library

Наследник австрийского престола упивался своей поездкой в Боснию и Герцеговину. Годом ранее император назначил его генеральным инспектором всех вооружённых сил государства, а это означало реальную власть: принц наконец-то мог перестать прислуживаться перед всевозможными генералами.

В Сараево Франц Фердинанд ехал на торжественный смотр. Эрцгерцог знал, что местные жители в число его фанатов не входят, австрийская полиция знала, что в Сараеве действуют террористические группы националистического толка. Иными словами, наследник находился в откровенной опасности, но ни в Вене, ни в Сараеве это никого не интересовало, поэтому 28 июня в 09:30 супруги Гогенберг неспешным ходом отправились в ратушу, имея при себе минимальную охрану. Тот факт, что наследнику удалось вернуться живым с набережной, можно списать только на абсолютную неопытность убийц.

  • Франц Фердинанд с супругой в день убийства
  • globallookpress.com
  • © Mary Evans Picture Library

Считается, что убийство Франца Фердинанда было почти случайным: водитель случайно повёз супругов Гогенберг не той дорогой, на которой случайно оказался Гаврило Принцип. Да и на набережной принца спасло только чудо: чудом он не попал под бомбу, чудом его не застрелил один из юных националистов, пока полицейские упрекали друг друга в непрофессионализме. Наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд утром 28 июня 1914 года как будто играл в догонялки со смертью.

Муки совести

Гаврилу Принципа не казнили: по законам империи террорист был ещё несовершеннолетним, поэтому отправить на смерть его никто не мог. Вместо этого юношу посадили в тюрьму на 20 лет. Но шансов выйти оттуда у Принципа не было: убийца эрцгерцога болел туберкулёзом и страдал от тяжёлой раны, полученной при задержании.

  • Арест Гаврилы Принципа
  • globallookpress.com
  • © Berliner Verlag/Archiv

Новости, которые получал Гаврило о ходе войны, тоже причиняли ему страдания. Говорили, что Сербии больше нет, что его любимый народ страдает и погибает. Гаврило думал, что в таком случае и ему жить незачем. Мысли его всё больше путались, перескакивали с темы на тему: с размышлений о судьбах славян на воспоминания о первой трепетной любви. И до самой своей смерти 28 апреля 1918 года он мысленно возвращался к событиям того рокового утра, с которого началась Первая мировая война.

«Это не мир, это перемирие лет на 20»

Убийство Франца Фердинанда было не причиной, а только поводом к масштабным боевым действиям, назревавшим в Европе уже не один год.

Выстрел Принципа развязал настоящую кровавую бойню на континенте. Во время Первой мировой человечество впервые стало массово использовать на полях сражений химическое оружие, танки и огнемёты. Миллионы людей погибли, миллионы стали калеками.

Великая война породила термин «потерянное поколение». Тысячи молодых людей не нашли себе места в мире без войны. Мирный договор был подписан ровно через пять лет после сараевских событий, 28 июня 1919 года, в Версальском дворце. Победители собрались на торжественный раздел территорий и вряд ли вспоминали о человеке, «начавшем Первую мировую войну».

  • globallookpress.com
  • © Berliner Verlag/Archiv

В Версальском дворце не нашлось места представителям России, хотя она сыграла далеко не последнюю роль в победе Антанты. Однако советская власть всё-таки осталась в выигрыше: Версальский мирный договор аннулировал унизительный для России Брестский мир, по которому во владение Германии переходило 780 тыс. кв. км российской территории с третью всего населения и множеством предприятий.

Германию страны-победительницы не пощадили: она лишалась части своих земель, всех колоний, армии и должна была выплатить репараций в таком размере, что последний транш в €70 млн Германия перечислила только в 2010 году.

  • Подписание Версальского мирного договора, 28 июня 1919 года.
  • globallookpress.com
  • © Scherl

В оценке мирного договора западные страны разошлись. Так, в 1938 году британский премьер-министр Дэвид Ллойд-Джордж опубликовал мемуары, в которых остро критиковал условия Версальского договора, считая их слишком жёсткими для германской стороны. Французы, вернувшие себе Эльзас и Лотарингию, договором в целом были довольны, хотя некоторые политические деятели, например Фердинанд Фош, считали условия чересчур мягкими. Маршал Фош, прочитав договор, сказал пророческую фразу: «Это не мир, это перемирие лет на 20».

В Италии договор был очень непопулярен, поскольку никаких поставленных итальянским правительством задач он не решал. Недовольство общества было настолько велико, что привело к отставке правительства и приходу к власти Муссолини. 

  • Бенито Муссолини
  • globallookpress.com
  • © Scherl

Советское правительство относилось к договору капиталистов отрицательно, хотя именно он избавил Россию от условий Брестского мира.

Ленин называл Версальские соглашения «договором хищников и разбойников», а Сталин считал, что немецкий народ слишком велик для того, чтобы нести на себе «версальские цепи».

Версальский мирный договор

Некоторые исследователи считают, что Версальский мирный договор стал миной замедленного действия и привел в итоге к ещё большей войне. Однако британский историк Ричард Эванс утверждает, что, вопреки распространённому мнению, Версальский договор не был главной причиной прихода к власти Гитлера и начала Второй мировой. В своей книге Эванс говорит, что немецкую демократию добила Великая депрессия 1930-х годов, но при этом признаёт негативное влияние Версаля на мировую политику.

Версальский договор не только подорвал (если не уничтожил) немецкую экономику — он стал тяжёлым оскорблением для всей нации. В Германии стали плодиться теории заговора, по которым весь груз ответственности возлагался на оппозицию в тылу. В поражении обвинялись социал-демократы, евреи, гражданское население. Ситуацию ухудшали репарации, которые были непосильны для слабой послевоенной экономики Германии. Униженные и оскорблённые немцы хотели восстановить свою честь и требовали реванша. Именно это германской нации предложила партия Гитлера, которая пришла к власти в начале 1930-х годов.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Подписывайтесь на наш канал в Дзен
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить