Конец «высшего лидера»: как сотрудничество с США закончилось для диктатора Панамы смертью в тюрьме
Как сотрудничество с США закончилось для диктатора Панамы смертью в тюрьме
- Мануэль Норьега
- © Bill Gentile/CORBIS/Corbis/Getty Images
10 июля 1992 года окружной суд Майями приговорил Мануэля Норьегу, главкома нацгвардии Панамы и единоличного правителя республики, к сорока годам тюрьмы. Для того чтобы доставить его в суд, американцам пришлось организовать вооружённую интервенцию в Панаму.
Однако это оказалось не единственной проблемой для американских властей. Норьега, которого обвиняли в наркоторговле, рэкете и отмывании денег, публично заявил, что все эти преступления он совершал в интересах ЦРУ — и даже получал за это деньги от американского правительства. Более того, подсудимый сообщил, что обладает доказательствами перечисления ему денег от правительства США.
Ситуация для обвинения осложнялась тем, что в тот период, когда Норьега контактировал с ЦРУ, руководителем управления являлся Джордж Буш — старший. А на момент суда вероятный соучастник Норьеги уже был президентом США.
Однако скандал удалось замять — суд постановил, что правительственные выплаты «не имели отношения к сути предъявленных обвинений». Норьега получил сорок лет.
Но долгую дружбу диктатора с Вашингтоном правосудие всё же учло: по прошествии времени срок Норьеге скостили до 30 лет, а фактически по этому приговору он отсидел лишь 17, отправившись затем отбывать наказание уже во Францию (уже по другой статье). Кроме того, за ним признали статус военнопленного. Это позволило панамскому лидеру пребывать в тюрьме в относительном комфорте: в отдельной камере с бытовой техникой и тренажёрами.
Норьега даже позволял себе немного покапризничать. Когда автор бестселлера «Быть диктатором» Микал Хем обратился к высокопоставленному заключённому с просьбой об интервью, то Норьега отказал. Хем указал в письме, что собирает информацию о «забытых политиках» и это прозвучало обидно для бывшего диктатора Панамы. Норьега надеялся избежать забвения и строил большие планы, которым, однако, не суждено было сбыться. 29 мая 2017 года он скончался в весьма почтенном возрасте — ему было 83 года.
- globallookpress.com
- © Panama's Ministry of Government and Justice
Друг ЦРУ
Судьба Норьеги довольно трагична: ведь его свергли и бросили за решётку именно те люди, на которых он долгие годы работал. С американскими спецслужбами будущий панамский генерал познакомился ещё в конце 50-х годы, когда учился в военной академии Перу: он передавал американцам информацию об однокашниках, отличающихся левыми убеждениями.
Вернувшись в Панаму, Норьега оказался под крылом генерала Национальной гвардии Омара Торрихоса. В 1968 году Торрихос в результате военного переворота стал диктатором Панамы, и дела его ближайшего помощника — Мануэля Норьеги пошли в гору.
Диктатор тесно взаимодействовал с ЦРУ по вопросам, связанным с положением дел в Латинской Америке. В 1977 году его благодетель Торрихос подписал важное соглашение с США, по которому главный государственный актив — Панамский канал должен был через двадцать лет вернуться под местную юрисдикцию.
Американцы всё же пошли на подписание этого договора, несмотря на явную потеряю выгоды (в противном случае Торрихос грозил партизанской войной и диверсиями на канале). В 1981 покровитель Норьеги при странных обстоятельствах погиб в авиакатастрофе, причём его брат сразу назвал предполагаемых виновников происшествия: на первом месте ЦРУ, на втором — протеже правительства США.
Уже в 1983 году старый друг ЦРУ Норьега занял пост главкома Национальной гвардией. При сохранении формально действующего президента страны он стал фактическим диктатором. Норьега переименовал Национальную гвардию в Силы обороны Панамы, а для себя приготовил красивую должность: Высший лидер национального освобождения Панамы.
Однако вместо национального освобождения «высший лидер» с новой силой закрутил роман с США, получая деньги от Центрального разведывательного управления. Он информировал ЦРУ о подробностях своих переговоров с лидерами других латиноамериканских стран, включая Кастро. Норьега также помогал американцам в их боевых действиях против левых повстанцев в Сальвадоре и против левого правительства в Никарагуа. Кроме того, он обеспечил США возможность прослушки каналов связи по всей Центральной Америки. Наконец, Норьега при попустительстве американских спецслужб наладил поставки наркотиков в США.
- Американские солдаты во время вторжения в Панаму, 23 декабря 1989 года
- © MANOOCHER DEGHATI / AFP
«Правое дело»
Сгубила Норьегу политика. Он был очень амбициозным человеком и через несколько лет президентства начал проявлять своеволие. Во-первых, он стал активно вмешиваться в процессы мирного урегулирования в Центральной Америке, что раздражало американцев. Во-вторых, отказался пересматривать договорённости по Панамскому каналу. Это его и сгубило.
Для начала американцы предали огласке многочисленные преступления Норьеги, включая наркоторговлю, а также поддержали попытку военного переворота в Панаме. А когда заговор провалился, начали 20 декабря 1989 года США операцию «Правое дело», в ходе которой на территорию страны десантировались 26 тысяч американских военнослужащих.
У этой операции была важная особенность, которая приобрела в дальнейшем характер роковой: впервые целью военного вмешательства США провозгласили установление демократии в стране. Так Соединённые Штаты начали беспроигрышную игру, получив обоснование для многих других вмешательств, которые совершались по всему миру.
Панаме «демократия» обошлась более чем в 500 погибших, большую часть из которых составило мирное население.
Интереснее всего вышло с арестом самого Норьеги. Диктатор успел укрыться в посольстве Ватикана. Портить отношения с Ватиканом в планы США не входило, поэтому от штурма здания, в котором Норьега прилежно читал Библию (других развлечений ему не предложили), сразу отказались.
Вместо штурма американцы на повышенной громкости круглые сутки крутили рок-хиты (впоследствии эта же методика будет использоваться для пыток в американских военных тюрьмах). Представители Ватикана не выдержали такого напора и попросили Норьегу уйти, что он и сделал. Сдавшись в руки американцев, бывший диктатор Панамы навсегда поставил точку в своей политической карьере.