Вкус власти: как в борьбе за политическое господство в XVII веке голландцы отобедали своим премьер-министром

Как в борьбе за политическое господство в XVII веке голландцы отобедали своим премьер-министром

В этот день 345 лет назад жители Нидерландов убили и съели своего премьер-министра Яна де Витта. Жестокая расправа стала итогом противостояния политических партий. Нидерланды в тот период переживали тяжёлые времена: в страну вторглись иноземные захватчики, а часть территорий пострадала от искусственно вызванного наводнения. Общество было полностью деморализовано. RT вспоминает о том, как борьба за власть в одной из самых развитых стран Европы эпохи Просвещения закончилась кровавым кошмаром.
Вкус власти: как в борьбе за политическое господство в XVII веке голландцы отобедали своим премьер-министром
  • Портрет Яна де Витта

1672 год в голландской истории зовётся годом бедствий. Нидерланды тогда стояли на пороге оккупации Францией, и для защиты страны её территорию пришлось частично затопить. Кризис довёл голландцев до нечеловеческого потрясения: обычная внутриполитическая борьба вылилась в акт каннибализма. 20 августа 1672 года жители страны убили, расчленили и съели своего премьер-министра Яна де Витта, а вместе с ним и его брата адмирала Корнелиса де Витта. Сегодня в Нидерландах установлены памятники Яну де Витту, а убийство братьев считается позорной страницей в истории государства.

Религиозный кризис

За сто лет до этих трагических событий, в 1568 году, в Нидерландах началось одно из крупнейших восстаний. «Семнадцать провинций» (так тогда назывались территории, которые сегодня известны как Бенилюкс) выступили против господства испанской династии Габсбургов.

Восстание было вызвано европейским религиозным кризисом. В Нидерландах широко распространялось учение Кальвина, а в габсбургской империи его сторонников сжигали на кострах. Этим событиям посвящена книга бельгийского классика Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле».

Война закончилась к 1648 году. Независимости добились семь провинций, которые образовали федерацию и позже стали государством Нидерланды, а в те годы страна называлась Республикой Соединённых Провинций.

Золотой век Соединённых провинций

Несмотря на то что страна называлась республикой, политическая традиция сохранила должность штатгальтера — до провозглашения независимости так назывался королевский наместник. Во время войны с Испанией парламент крупнейшей провинции страны — Голландии — вопреки воле испанского императора назначил штатгальтером Вильгельма, принца Оранского.

Также по теме
Сосед на обед: в Испании учёные обнаружили следы древних каннибалов
На юго-востоке Испании десять тысяч лет назад процветал каннибализм. Об этом свидетельствует находка, сделанная исследователями из...

С тех пор должность штатгальтера Голландии, Зеландии и Утрехта занимали представители династии Оранских. Страной правил парламент — Генеральные штаты, но ряд полномочий оставался у Оранского, в частности он был главнокомандующим во время войн.

Одним из высших чиновников страны, фактически её премьер-министром, являлся великий пенсионарий Голландии. Поначалу он лишь представлял интересы крупнейшей провинции в Генеральных штатах, но со временем стал вести заседания парламента, распоряжаться финансами и внешней политикой.

И главком, и премьер стремились к увеличению своего влияния. Их противостояние определило облик голландской политики XVII века. В ней боролись друг с другом сторонники полного объединения провинций и максимальных полномочий Оранского (оранжисты) и республиканцы — сторонники независимости провинций от «федерального центра».

На стороне оранжистов была армия, а на стороне республиканцев — торговая элита. Соединённые провинции к середине XVII века стали важнейшим торговым перекрёстком Европы, а «Объединённая нидерландская Ост-Индская компания» вела войны и захватывала новые территории. Страна находилась на пике экономического могущества.

 

Вечная республика

В 1650 году штатгальтер Вильгельм Второй попытался начать войну за присоединение южных Нидерландов (современная Бельгия). Но голландские купцы, которые хотели не воевать, а торговать и захватывать новые колонии в далёких странах, отказались выплачивать часть квоты на содержание армии. Кроме того, голландские депутаты в Генеральных штатах вспомнили, что Вильгельм без полномочия парламента арестовал адмирала Корнелиса де Витта, а вдобавок приказал схватить и его родного брата — Яна де Витта, губернатора голландского города Дордрехта.

  • Петер Фритс. «Убийство братьев де Витт»

Самоуправство Вильгельма возмутило голландцев. Жители Амстердама подняли восстание и освободили арестованных. 

В том же году Вильгельм скончался, и республиканцы нанесли мощный удар по институту штатгальтеров. Представителям династии Оранских было запрещено занимать эту должность. Все законы и постановления, которые принимали Оранские, отменили, и их полномочия перешли к Генеральным штатам.

Три года спустя Ян де Витт занял пост великого пенсионария и правил почти 20 лет. В 1667 году он объявил, что должность штатгальтера упраздняется «навечно».

 

Год бедствий

Де Витт был популярен в обществе — не случайно его переизбирали несколько сроков подряд. Он провёл страну через две войны с Англией, всякий раз заключая мирные договоры на выгодных условиях.

Но в 1672 году Англия напала вновь, на этот раз объединив усилия с Францией. Если английскому флоту на море Нидерланды ещё могли сопротивляться, то наземная армия французского короля Людовика XIV не встретила серьёзного сопротивления.

Французы успели захватить четыре провинции из семи, и притормозить их наступление смогло лишь искусственное затопление голландцами значительных территорий. Народ Нидерландов, который ещё вчера боготворил великого пенсионария, теперь обвинял де Витта в иностранной оккупации. Генеральные штаты отдали полномочия штатгальтера Вильгельму Оранскому, который стал Вильгельмом Третьим. По обвинению в заговоре против новоиспечённого штатгальтера снова схватили Корнелиса де Витта. Корнелис не признал своей вины даже под пытками, но его приговорили к изгнанию из страны.

20 августа Ян де Витт, снявший с себя полномочия великого пенсионария, вышел из дома и отправился прощаться с братом, ожидавшим своей участи в тюрьме Гааги. Путь де Витту преградила толпа пьяных оранжистов, среди которых оказался и единственный свидетель по делу Корнелиса — цирюльник Вильгельм Тичелаар.

  • Ян де Бан. «Тела братьев де Витт»

Оранжисты требовали немедленной расправы над Корнелисом, а Тичелаар вдруг заявил, что не только Корнелис, но и Ян де Витт причастен к заговору против Оранского. Яна де Витта схватили, а Корнелиса силой выволокли из тюрьмы, после чего обоих принялись жестоко избивать.

Обезумевшая толпа продолжала издеваться над уже бездыханными телами. Трупы начали резать на куски, жарить на разведённом тут же костре, поедать и скармливать собакам. Пальцы братьев продавали на сувениры. В тело Корнелиса засунули дохлую кошку, после чего останки братьев де Витт вывесили на всеобщее обозрение.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Подписывайтесь на наш канал в Дзен
Сегодня в СМИ
  • Лента новостей
  • Картина дня

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить