Новый король плей-офф НБА: Леброн Джеймс побил 20-летний рекорд Майкла Джордана
- Леброн Джеймс
Статистические рекорды Майкла Джордана — как, собственно, и личность лучшего игрока всех времён и народов в целом — вещь неоднозначная.
С одной стороны, легендарный защитник «Буллз» благодаря собственному таланту, харизме и лидерским качествам не только сделал НБА самой узнаваемой, популярной и привлекательной баскетбольной лигой планеты, но и покорил высоты, неподвластные другим смертным. Принадлежащие ему шесть наград «Самому ценному игроку финальной серии плей-офф» — абсолютный рекорд, хотя бы приблизиться к повторению которого не удалось ни Тиму Данкану, ни Шакилу О'Нилу, ни Коби Брайанту, чьё величие не подвергается сомнению.
С другой, карьеру Джордана сложно назвать логичной. Он неожиданно уходил из профессионального баскетбола и стремительно в него возвращался (неважно, из-за усталости от постоянных побед, трагической гибели отца или неофициальной дисквалификации за игру на тотализаторе), пробовал свои силы в бейсболе и во второй раз повесил кроссовки на гвоздь на пике формы, когда организм ещё позволял выдерживать колоссальные нагрузки.
Он добился всего, о чём можно было мечтать: собрал внушительную коллекцию индивидуальных и командных достижений, раскрутил по сей день приносящий многомиллионные доходы собственный бренд. Но везде, где имело значение не только качество, но и количество, остался на вторых ролях.
Лучшим бомбардиром в истории регулярных чемпионатов НБА великий защитник вовсе никогда не был — этот статус себе присвоил один из главных долгожителей лиги Карим Абдул-Джаббар, а Брайант, отыгравший в сильнейшей лиге мира 20 сезонов против 15 у Джордана, перед уходом на пенсию успел выбить Его Воздушество из первой тройки.
В звании самого результативного баскетболиста плей-офф Майкл продержался два десятилетия, но в конечном счёте всё равно уступил пальму первенства. И уступил человеку, в послужном списке которого значатся всего три чемпионских перстня против шести у Майкла. Зато отыгравшему уже (всего-то в 32 года!) на 30 поединков плей-офф больше.
LeBron James passed Michael Jordan for most career playoff points. He is still chasing MJ in titles. pic.twitter.com/SvnUcTDgJx
— ESPN Stats & Info (@ESPNStatsInfo) 26 мая 2017 г.
Леброн Джеймс, с юных лет считавший Джордана своим кумиром и выступающий за «Кливленд» под знаковым 23-м номером, давным-давно подмял под себя Восточную конференцию и седьмой год подряд сыграет в решающей серии сезона. Сначала это был «Майами Хит» со сломавшим стереотипы «большим трио» в составе нашего героя, защитника Дуэйна Уэйда и форварда Криса Боша — четыре финала подряд и два титула, завоёванные в 2012 и 2013 годах. А теперь — родные «Кливленд Кавальерс», владелец которых Дэн Гилберт осознал, что сотрудничество с Королём (а именно так величают Джеймса за океаном) является невероятной привилегией, и тратит сумасшедшие средства на зарплаты одному из двух сильнейших составов современности.
С 2006 года коллектив, цвета которого защищал Леброн — а к тому моменту он едва вошёл в возраст, с которого американские законы разрешают самостоятельно покупать крепкие спиртные напитки, — непременно преодолевает барьер первого раунда плей-офф. С 2011 года ни один финал не обходится без универсального форварда, умеющего на площадке абсолютно всё и чуточку больше.
В мае 2017 года просто-напросто настал тот момент, когда количество перешло в качество. Сравнение средних показателей результативности Джордана и Джеймса в матчах плей-офф (сумасшедшие 33,4 очка в среднем за игру у первого против выдающихся, но вовсе не рекордных 28,0 балла у второго) будет не в пользу лидера «Кливленда». Сопоставление процента реализации бросков с игры в целом и трёхочковых в частности — как ни странно, тоже. Хотя Майкл играл по разительно отличавшимся от актуальных правилам, позволявшим защищавшимся против него соперникам практически всё, кроме безжалостного умышленного убийства.
Сюрреалистичность происходящего признал и сам Леброн, коротко, но ёмко отреагировавший на собственное достижение.
«Я влюбился в баскетбол благодаря Майклу. Просто из-за того, чего он достиг. Я ношу майку с номером 23 из-за Майкла. Наблюдая за действиями Джордана, понимаешь, что он в буквальном смысле бог баскетбола. Поэтому я не думаю, что смогу когда-нибудь стать для этой игры новым Майклом», — цитирует форварда «Кавальерс» ESPN.
И тем не менее нельзя не прийти к выводу, что Джеймс, как никто иной, заслуживал отнять пальму первенства у Его Воздушества.
Для начала потому, что он далеко не только бомбардир. Он ведёт игру коллектива из Огайо как плеймейкер и входит в тройку лучших ассистентов плей-офф, уступая лишь настоящим волшебникам Мэджику Джонсону и Джону Стоктону. Он обладает уникальными антропометрическими данными и неподвластным никому техническим арсеналом. Он не умеет долго и красиво говорить перед матчами, ограничиваясь чаще всего одной-единственной фразой Follow my lead, а затем выходит на площадку и вселяет в партнёров запредельную веру к себя, сминая вражескую оборону собственными силами.
Кроме того, здоровье Леброна — это настоящий феномен, неподвластный законам медицины и физики. В НБА форвард пришёл в 18, и с первого же сезона в ассоциации взрослые дядьки взвалили на него непомерную ношу — ответственность за судьбу целого клуба (другими словами, многомиллионного бизнеса). Джеймс не просто справился: он одерживал победу за победой, устанавливал рекорд за рекордом, и, обретя соответствующих своему уровню товарищей по команде, принялся штамповать финалы и титулы.
Даже весной 2015 года, когда в лазарете «Кливленда» поочерёдно прописались куда более молодые и не отягощённые десятками серий плей-офф Кайри Ирвинг с Кевином Лавом, он проводил на паркете по 40—45 минут, да ещё и работал при этом не покладая рук. Но ни разу не заставил усомниться в том, что отыграет ещё полчаса, если того потребует ситуация.
За 14 сезонов в НБА Джеймс каким-то невероятным образом избежал действительно серьёзных травм — тех, что разделяют карьеру на блестящее «до» и туманное «после». Лишь однажды в карьере он отыграл менее 70 поединков в полноценном регулярном чемпионате. За этими, казалось бы, простыми вещами скрываются месяцы и годы кропотливой повседневной работы над собой, ни на минуту не прекращающейся в межсезонье.
А ведь Леброн, помимо всего прочего, вполне успешный бизнесмен и отец троих детей.
«То, что моё имя упоминается в одном списке с величайшими баскетболистами всех времён, до сих пор кажется мне чем-то удивительным и невероятным», — говорит Джеймс и определённо лукавит. Он всегда знал, что его ждут великая карьера и важное место в истории как НБА, так и мирового баскетбола в целом.
Но, в отличие от многих других спортсменов, наделённых природой исключительным талантом, он не воспринимал его как должное, а усиленно работал. Особенно после поражений, что и роднит его с Джорданом, патологически не умевшим уступать.